Можно ли осуждать грешников?
Все мы знаем слова Господа «Не судите, да не судимы будете», но многие пастыри, которых лучше назвать лжепастырями, под благовидным предлогом мнимой христианской «любви» и «всепрощения» учат своих прихожан неверно трактовать эту фразу. В их кривотолковании это звучит как привлекательный призыв: «Я не буду мешать тебе грешить, а ты за это не мешай грешить мне». Но что Иисус на самом деле вкладывал в эту фразу?
В наше время священный текст Евангелия предстает в ужасающем, извращенном, преступном преломлении. Но мы должны знать и помнить, что осуждение осуждению рознь. Одно осуждение является греховным, но есть и такое, которое предписывается самим Евангелием.
И это понятно, ведь если мы никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то скоро потеряем всякую способность различать добро и зло, а значит легко можем и сами быть увлечены на греховный путь.
Сам Иисус Христос, предлагавший нам, своим последователям, брать с него пример, не раз обращался к окружавшим его закоренелым грешникам, не желавшим вникать его учению, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения.
Из Евангелия нам известно, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за своих распинателей, не только употреблял резкие слова осуждения, но и прибегал иногда к очень сильным и решительны мерам физического воздействия. Он дважды, в самом начале своего общественного служения и в самом конце его, незадолго со своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма, не будучи в состоянии терпеть безобразного торгашества, которое завели иудеи в иерусалимском храме, причем под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей.
Следуя примеру Господа, Его Святые ученики и апостолы не боялись в нужных случаях осуждать людей, упорно противившихся той Евангельской Истине, которую они исповедовали, и прибегать иногда к самым решительным мерам воздействия для обуздания и пресечения зла.
Так, святой апостол Петр осудил за допущенный ими обман Ананию и Сапфиру, которые были наказаны мгновенною смертью только за то, что «утаили из пены земли», проданной ими, некую часть вместо того, чтобы полностью принести все в жертву Церкви.
Святой первомученик Архидиакон Стефан открыто при всех на заседании синедриона осудил своих сородичей иудеев, назвав их «жестоковыйными» и «людьми с необрезанным сердцем и ушами» и обвинив их в том, чтобы они «всегда противятся Духу Святому», что они «убивали пророков» и, наконец, «сделались предателями и убийцами» Самого Господа Иисуса Христа, о пришествии которого возвещали эти пророки.
Святой Апостол Петр осудил Симона-Волхва за его попытку купить благодать Святого Духа за деньги.
Святой Апостол Павел во время своего первого миссионерского путешествия сурово осудил волхва-лжепророка Вариисуса, или Елиму, пытавшегося отклонить от веры во Христа проконсула Сергия Павла, и наказал его слепотой.
Тот же Апостол Павел, когда новообращенные им к вере во Христа коринфяне донесли ему, что в их среде завелся отвратительный гнусный грех кровосмешения («некто вместо жены имеет жену отца своего»), тотчас же осудил этого грешника и коринфянам повелел также осудить его.
Приведенных примеров болеем чем достаточно, чтобы видеть, как надо правильно понимать слова Господа «Не судите, да не судимы будете». Эти слова отнюдь не исключают всякого рода осуждения ближнего: есть «осуждение» не только позволительное, но даже необходимое, предписываемое самим Законом Божиим и совестью, т.к. истинный христианин не может относиться к явному злу и греху равнодушно, не замечать его и мириться с ним под лукавым предлогом «неосуждения», «христианской любви» и «всепрощения».
Примеру самого Господа Иисуса Христа и Его Святых апостолов следовали затем на протяжении всей истории Церкви и все истинные христиане, всегда осуждавшие зло и боровшиеся с ним, хотя это часто стоило им всевозможных тяжких лишений и даже самой жизни.
Так боролись со злом темного язычества и идолопоклонства святые мученики, не только пассивно умиравшие за Имя христово, но и весьма решительно осуждавшие, иногда в весьма резких словах и выражениях и даже действиях заблуждения и нечестие идолопоклонников.
Правильное понимание изречения Господа «Не судите, да не судимы будете!» прекрасно объясняет великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст: «Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи».
Следовательно, запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему, со стороны человека, который сам так же грешит, или даже еще больше, не думая о своем собственном исправлении.
Запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений — из гордости и тщеславия, из зависти и обиды.
Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию, не предосудительная, а наоборот даже необходима, чтобы мы не стали относиться безразлично к добру и злу, вследствие чего зло может восторжествовать.
Темы: Грех осуждения , грехи , Осуждение