Орест врач Тианский

Источник Виталий Иванов дата . в разделе Святые целители

Святой Орест жил в Каппадокии в городе Тиане в конце III века во времена императора Диоклитиана и был искусным и знающим врачом. С детских лет он был воистину благочестивым христианином.

Как повествует житие святого, однажды к нечестивому императору Диоклетиану пришел один сановник, которого звали Максимин, и сказал ему:

– Великий государь, верховный вождь и избранник богов, молю тебя, прикажи мне пройти Каппадокийские и Киликийские страны и предать мучениям противников твоей власти и наших богов – ненавистных христиан. Я потоплю их в воде, сожгу в огне, убью мечем, раздроблю на колёсах их тела и сломаю их кости, отдам на съедение зверям, и, губя их разными способами, истреблю, и саму память о тех, кто твоему владычеству не повинуются и великим богам не поклоняются.

Произнесенная Максимином речь очень понравилась царю, и тот ему отвечал:

– Даю власть тебе уничтожить всё христианство не только в Каппадокии и Киликии, но и во всем царстве, да возвеличится и умножится слава отечественных богов, покровителей всей земли и наших владык.

Орест врач Тианский

Св. Орест. Фреска
(Изображение с сайта days.pravoslavie.ru)

Максимин, приняв от царя такую власть, с большой гордостью и озлоблением, словно лев, рыкающий на более слабых зверей, или хищный волк на овец, отправился губить христиан, которые были неповинны. Достигнув города Тианы Каппадокийской страны, он стал спрашивать там о христианах, и услышал от граждан, что здесь в городе есть врач, он христианин, зовут его Орест, и этот человек с большим усердием каждый день учит народ почитанию Иисуса Христа, Сына Божиего, и говорит, что, кроме Единого истинного Бога, который есть на небесах, другого бога нет. Услыхав это, князь Максимин, повелел тотчас привести Ореста к нему на суд.

Когда святого привели, князь грозно спросил у него, кто он такой и как его имя.

Орест отвечал, что он раб Господа Иисуса Христа – Единого Бога, а имя его христианин, потому что Кого он раб, Того именем и похваляется.

Максимин сказал ему, что так как он посмел называть Христа богом, а себя исповедал христианином, то заслуживает казни, и предложил ему, чтобы не претерпеть мучений, принести жертву богам.

На это Орест отвечал, что боги, не сотворившие земли и неба, исчезнут и из-под небес, и с земли (Иер. 10:11), а он от своего отрочества научился приносить Богу живому жертву хвалы – Его и почитает он чистым сердцем, а суетным и бесстыдным бесам, которых князь называет богами, он не поклонится.

Максимин вновь спросил Ореста, почему он не говорит имени, которое было дано ему при рождении. На это святой отвечал, что он христианин, и для него это имя гораздо славнее имени, которое было дано ему родителями, и выше всех известных имен в мире. Мученик сказал также, что если князь желает знать имя, какое он имеет от рождения, то он получил имя Орест от плотского рождения, христианином же называется от духовного рождения; а по той причине, что духовное рождение выше плотского, то он и считает большей честью для себя называться христианином, чем Орестом.

Тогда, надеясь соблазнить Христова раба хитростью, князь сказал, что жалеет он молодость Ореста и желает пощадить его; слышал, что он искусен и во врачебном деле, и поэтому не будет его губить, но дает совет исполнить распоряжение царя. И если Орест сделает так, то будет ему вместо сына, будет всеми почитаем и прославляем; о нем узнает царь, и он получит великую милость от него.

Но отвечал святой, что не сможет князь прельстить его хитрыми словами, так как не ищет он временной почести, а также не избегает поношения за Господа своего, а готов претерпеть любые мучения за Него, потому что он желает обрести Божие благоволение и наречься сыном Его в Царствие Небесном, так как тем, которые приняли Его, верят во имя Его, дал Он власть быть Божиими чадами (Иоан. 1:12).

Долго еще прельщал и угрожал князь святому, но ничего не добился. Тогда повелел он обнажить мученика Ореста и тут же в идольском храме сильно бить его. А святой, когда стали мучить его, поднял к небу руки и просил Бога помочь рабу Своему. Били Ореста, святого мученика, без снисхождения верёвками, палками и воловьими жилами – и по времени столько били, что успело перемениться сорок воинов, орудия же, которыми били, сломались и разорвались, а на теле мученика не осталось места, свободного от ран, и даже внутренности обнажились. Но святой переносил всё настолько мужественно, что все такому его терпению удивлялись.

Князь в то время, когда святого били, говорил ему, чтобы принес он жертву богам, и тогда отпустят его.

Но ничего страдалец не отвечал на это. Затем князь отдал приказ опалять ребра святого Ореста раскалённым железом, на раны его возливать уксус, смешанный с желчью, и солью их посыпать. А мученик молился, возведя очи к небу, чтобы показал Бог знамение во благо, чтобы видели ненавидящие его и устыдились (Пс.85:17).

Затем он дунул на стоявших в храме идолов, и те сразу упали и рассыпались в прах. Тогда громко спросил у князя святой, где же сила его богов, почему они не помогли ему.

И бежали все тогда вон из храма, объятые ужасом. Вышел оттуда и святой мученик. И как только он вышел – храм развалился.

После этого отвели святого Ореста в темницу, где мучили его голодом и жаждою семь дней. А святой Орест еще, когда только входил в темницу, молился, чтобы сопричислил Господь его к лику пострадавших за Его Имя и наследовавших Его Царство. На восьмой день вывели из темницы святого и привели на суд к князю, где тот грозил ему ужасными мучениями, лишением жизни и утоплением тела, если святой не поклонится их богам.

Орест сказал, что готов претерпеть любые мучения, так как в сердце всегда носит образ Господа Иисуса Христа.

Тогда, исполнившись ярости, мучитель велел принести двенадцать длинных железных гвоздей и вбить их в пятки Оресту. Затем князь приказал привязать святого к дикому коню и влачить его, пока не умрет. Сильно гонимый конь влачил мученика по полям и дорогам, по острым каменьям и терновнику, и в этих мучениях святой страстотерпец предал свой дух Господу, будучи увлечен конём за тридцать три с небольшим версты от города. Его тело мучитель велел бросить в реку Фива. Но явился вдруг человек, светлый, словно солнце, и, собрав святые мощи, предал их погребению на горе, вблизи города Тианы.

Орест_врач_Тианский

Сцена гибели мч. Ореста Тианского. Фреска
(Изображение с сайта days.pravoslavie.ru)

Написатель жития святого (инок Димитрий, позже митрополит Ростовский, который переписывал житие святого с древней рукописи), уже приготовив в Киево-Печерской лавре его к печатанию в 1685 году, в одну ночь поста пред Рождеством Христовым, в сонном видении, незадолго до заутрени, получил откровение о еще больших страданиях Ореста – святого мученика. Сам святой явился ему во сне и сказал, смотря на него весело, что он больше пострадал за Христа, чем написано. Произнеся это, мученик открыл грудь и показал в левом боку большую рану, которая проникала до самых внутренностей, и сообщил, что это прожжено железом. Затем святой открыл правую руку до локтя, около которого показал рану, говоря, что это ему перерезано. В этой ране были перерезанные жилы. То же было и на левой руке.

Затем мученик показал раны на сгибах колен, сказав, что это рассечено косою.

Потом святой повторил написателю жития, что он больше пострадал за Христа, чем тот написал. Когда же написатель стал думать, какой же это Орест; может, тот, который пострадал в числе пяти мучеников, тогда святой на его мысль ответил, что не тот он Орест, который в числе пяти мучеников пострадал, а тот, житие которого он сегодня написал. Во время этих слов послышался благовест к утрене, и видение было окончено.

Кончина святого последовала около 304 года.

Мощи мученика Ореста были брошены в море. Как уже отмечалось, согласно житию святого, позже они были погребены на горе у города Тианы.

Память мученика Ореста Тианского празднуется 23 ноября и 9 июля.

Верующие прибегают к святому Оресту – Тианскому врачу – за помощью в болезнях и по вере своей и молитвам святого получают исцеление.

Читайте так же:

Темы:  , , , ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

В начало страницы.

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё