Петровский пост: научиться смирять себя словесно
27 июня начался Петровский пост. Продлится он до 12 июля – Дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Постом и молитвою они приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения. «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и сделаться достойными даров Святого Духа», – писал святой Лев Великий.
Икона первоверховных апостолов Петра и ПавлаО цели, смысле и сути Петровского поста рассказывает протоиерей Артемий Владимиров. Он показывает, как соотнести апостольское служение со своей жизнью и научиться смирять себя в речи.
В книге Деяний апостольских говорится, что христиане, выбранные апостолами для несения вести о воскресшем Христе, изначально постились и молились. Петров пост, или, как его еще называют, Апостольский, тесным образом связан с даром слова, который каждый из нас получил от рождения как драгоценную черту образа Божия. Апостольский пост нам нужен для того, чтобы, отказавшись от скоромной пищи, пробудить в себе дар словесности, чтобы наши мысли посветлели, обрели систему и одухотворенность.
Во время Петровского поста надо обратить особое внимание на то, чтобы все наши действия, каждый поступок и шаг, каждое словесное деяние были сообразованы с волей Божией благой, угодной, совершенной. «Соответствие дела и слова, подтверждение устоев нашей веры и заповедей, которые мы призваны исполнять в отношении Создателя и ближних, – это самое красноречивое свидетельство о Воскресшем Христе», – говорит Артемий Владимиров.
Протоиерей Артемий ВладимировПраздные, пустые, безнравственные, лукавые, пошлые, загрязненные высокомерием слова приведут к осуждению носителя этих слов в день Суда. Апостольский пост дарован как упражнение в исихии – священном молчании при внутренней обращенности к Богу. Тот правильно проходит Пост, кто с утра до вечера в глубинах души беседует со Словом Воплощенным, обращается к всеведущему и всемилостивому Спасителю в тайне сердца: «Господи Иисусе Христе, благослови, прости, помилуй, настави, укрепи. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Молчание-исихия, соединенное с молитвой, обновляет душевные и телесные силы человека, избавляет от стресса, от ложной неприкаянности, дает драгоценный запас жизненных сил. Апостольским постом мы призваны быть благовестниками, распространителями радости и бодрости, активной жизненной позиции, динамики, готовности творить добро. Надо быть терпеливыми с нашими родными, поставьте перед собой задачу никого не обижать, не огорчать, уметь улыбнуться в нужный момент, смягчить чужые злые слова, перевести разговор в мирное русло, утешить того, кто уже не смотрит на мир детскими глазами, но замкнулся в собственной скорлупе и близок к отчаянию. Другими словами «послужите просвещению ума, умягчению сердца, умиротворению душ людей», как говорит протоиерей.
В связи с постом Артемий Владимиров предлагает вспомнить заповеди, с которыми апостол Павел обращается к нам:
«Братия, не лгите друг другу» (ср.: Кол. 3: 9; Еф. 4: 25).
«Слово гнило да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29).
«Слово ваше да будет приправлено благодатью, чтобы оно назидало слушающего» (ср.: Кол. 4: 6; Еф. 4: 29). Благодать – это любовь, желание послужить человеку, принести ему истинное благо. Слово, которое износится из глубин любящего, милующего и молящегося сердца, действительно крылато. В ответ на такое слово в людях
Темы: Артемий Владимиров , мнение священства , петров пост , смирение