Празднословие – исповедовать или нет?!

Источник Blagovest дата . в разделе Мысли и советы современников, Церковь и здоровье

Первое мытарство, которое проходит душа после смерти человека, – мытарство празднословия. Здесь выставляются перед нами такие наши грехи, как празднословие, кощунственные слова, праздный смех, бесстыдные песни и праздные беседы. Протоиерей Олег Стеняев расскажет, как православному христианину строить свою речь и каких слов избегать, чтобы не умножать свои грехи.

Можно сравнить мытарства с предварительным расследованием перед частным судом по окончании которого, на 40-й день после смерти, и выносится предварительный приговор. Окончательный приговор будет вынесен только тогда, когда душа вернется в тело – на Страшном суде.

За каждого из нас ведется духовная брань, недоступная нашему взору. Добыча бесов – люди греховные, порочные преступные. Однако если до смерти происходит расторжение между людьми и их грехами, им нечего опасаться на мытарствах.

243820-p

Обычному человеку порой кажется, что его жизнь, поступки, тем более слова касаются только его, а то и проходят незамеченными. Однако существует и рукописание (Кол. 2, 14), и книга (Откр. 5, 1; 20, 12), в которую записываются все наши дела и деяния.

«Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и тем более срамного», – так описывает первое мытарство блаженная Феодора. Она недоумевает, «как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет, и я сама давно забыла об этом».

Феодора сознается, что «нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом». Протоиерей Олег Стеняев находит в этих словах ответ, почему христианин может застрять на каком-либо из мытарств: потому что не прибегал к спасительным Таинствам Церкви, которые изглаживают весь бесовский «компромат», составленный на нас.

Сказано: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36–37). Сюда приведем и слова 33-го псалма: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (Пс. 33, 14).

Святитель Василий Великий учил: «Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или делать даже доброе не к созиданию веры – значит оскорблять Святого Божия Духа».

Протоиерей объясняет эти слова так: христианин должен стараться не говорить пустые, праздные и «гнилые» слова тем же языком, которым он молится, свидетельствует о Боге и воспевает Его.

Фраза «Говорить или делать даже доброе не к созиданию веры – значит оскорблять Святого Божия Духа» означает, что словами и выражаются намерения. А от намерений возникают дела, следовательно, как мы говорим, так и поступаем. Олег Стеняев находит и другой смысл этих слов: все, что не во имя Божие, то или ради тщеславия, или лукавый замысел.

«Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств надписываются и на нас», – говорил преподобный Марк Подвижник. Поэтому стоит помнить, что когда мы сплетничаем, говорим о чужих грехах, злорадствуем, Бог обязательно попустит нам впасть в нечто подобное.

Апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29).

looking-up-906888_640

Протоиерей Олег Стеняев подтверждает, что, действительно, бывает так, что христиане позволяют себе говорить гнилые слова. Он приводит исследование знакомого филолога, который изучает в том числе и русский мат, о том, что матерные слова в основном тюркского происхождения. Эти слова выкрикивали монголы, когда брали штурмом русские крепости. Так сложилось, что эти слова превратились в устах русских людей в ругательства. Но в действительности монголы выкрикивали имена своих идолов, призывая победу вместе с ними. А в Законе Божием, в Пятикнижии Моисеевом сказано: «Имени других богов не упоминайте» (Исх. 23, 13).

«Конечно, сейчас многие ругательства приобрели в нашей жизни совершенно конкретный смысл, и мы не придаем им первоначального языческого значения. Но в действительности это слова-мантры, в которых призываются языческие боги», – говорит протоиерей. Апостол Павел же пишет, что языческие боги – это бесы. Он вдохновляет нас: «Говорит ли кто, [говори] как слова Божии» (1 Пет. 4, 11). То есть, следя за своей речью, мы обеспечиваем себе безопасное прохождение первого мытарства.

Темы:  , , , , ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё