Святые мученики и целители Фотий и Аникита
Во времена царствования Диоклетиана (284-305 гг.) в Никомидии (Малая Азия, Вифиния) была поднята волна гонений на христиан. Посреди города по приказанию царя были выставлены бесчеловечные орудия для пыток: рожны, мечи, сечки, котлы, железные ногти, колеса, сковороды и подобные изобретения; наготове были и звери. Диоклетиан этим всем пытался устрашить призывающих святое имя Христово. По всему римскому царству были разосланы грозные указы, в которых повелевалось повсеместно гнать христиан, замучивать их насмерть и убивать, многие хулы изрекались на Христа, Сына Божия.
В Никомидии в то время жил один знатный и благородный комит, которого звали Аникита. Будучи исполнен ревностью к Богу, он осмелился явиться к царю и бесстрашно исповедовал перед ним имя Сына Божия. Святой Аникита поведал Диоклетиану историю о безначальном зачатии, рождестве и Его воплощении для спасения падшего человека, при этом красноречиво обрисовал царю заблуждение идолопоклонников, называя языческих богов бесчувственными и глухими, а затем обратился к нему с такой речью:
– Царь, твои мучения, которые ты объявил и приуготовил христианам, вовсе нам не страшны: муки для нас – ничто, мы не собираемся поклоняться бездушным идолам.
Целители Аникита и Фотий. Икона
(Изображение с сайта doxologia.ro)
Диоклетиан, полный ярости и гнева, был не в силах более слушать боговдохновенную проповедь праведного Аникиты и тотчас приказал ему обрезать язык, но святой и после этого зверства смог ясно говорить, славя имя Христово. Потом его так долго и жестоко били воловьими жилами, что обнажились кости. Аникита переносил страдания так мужественно – словно кто другой, а не он подвергался таким мучениям – и громко проповедовал лицезревшему на пытки народу, что Иисус Христос – единый истинный Бог. Царь после этого повелел бросить святого Аникиту зверям на съедение, и был выпущен огромный лев, но он, приблизившись к мученику с грозным ревом, неожиданно упокоился и сделался смирнее ягненка: начал ласкаться к святому и лапою, как губою, отер пот, выступивший на его щеках и челе от мучений. Святой Аникита громко воззвал:
– Господи, благодарю Тебя, что избавил меня от лютого зверя! Владыко, молю Тебя, простри Свою десницу, помоги рабу Твоему, в предстоящем подвиге дай мне силы преодолеть ярость мучителя и сподоби удостоиться мученического венца от Тебя.
Лишь только святой окончил молитву, тотчас началось землетрясение, которое разрушило городскую стену и капище с идолом Геркулеса – много язычников пострадало и погибло. Диоклитиан в гневе повелел отсечь святому мученику главу. Когда же воин занес меч над святым, то тотчас же сам пал на землю, как бесчувственный. Далее по приказу Диоклитиана святого привязали к колесу, с целью, вращая его над огнем и острыми железными прутьями, обжигая, разорвать на части. Привязанный к колесу святой Аникита начал молиться, чтобы Господь Иисус Христос освободил его от мучений, ради предстоящего народа, чтобы видящие такую скорую помощь смогли также противостоять мучителю и принять мученический венец.
Тотчас развязались узы, державшие святого Аникиту; огонь погас и колесо остановилось. После мучитель приказал бросить святого мученика в котел, наполненный расплавленным оловом. Господь свершил и в этот раз чудо: вместе со святым входил в котел ангел, которого видели все присутствующие, и когда мученик Аникита дотронулся до котла, олово тотчас затвердело и остыло.
Св. Фотий. Фреска
(Фото с сайта nevsepic.com.ua)
Фотий, сродник святого Аникиты, отложил всякую боязнь, видя его подвиги и силу Иисуса Христа, который сохранял раба Своего. Он вышел из среды народа, подошел к мученику, обнял с любовью его и поцеловал, называя ходатаем своего спасения и отцом. Фотий ясно показал этим поступком, что готов претерпеть за Христа любые мучения. Затем он обратился к царю:
– Идолопоклонник, постыдись! Твои Боги – ничто.
И с гневом вскричал Диоклитиан тогда воинам, чтобы убили его мечом.
Но когда обнаженный меч был поднят одним из воинов, его руки Божиею силою обратились на себя самого: ударил он себя по коленам, упал и умер. Святых Аникиту и Фотия после этого заковали в цепи и бросили в тюрьму. Через три дня они были снова призваны Диоклитианом, который сказал им, что, если послушают они его и принесут богам жертву, то он возвеличит их и обогатит. На это святые ответили, что честь его и богатство его пусть останутся с ним на его же погибель.
Мучитель в ярости приказал повесить их на дыбе и строгать железными ногтями тело, опаляя раны огнем, а потом – бить камнями. Святые все муки переносили с радостью и благодарностью к Богу, потому что не чувствовали боли: ради славы Своего имени Господь соблюдал их невредимыми. Потом мучеников привязали к диким коням за ноги, и те влачили их. Но Диоклитиан и таким мучением не достиг ничего: опять Господь их сохранил без вреда. Святые, будучи влачимы, чувствовали себя, словно в колеснице и славили силу Господню, и укрепляли друг друга. Кони же вдруг остановились, ноги мучеников освободились, и встали они совершенно здоровыми. Диоклитиан вновь отдал приказание подвергнуть их биению, поливая раны смешанным с солью уксусом. Затем они были ввергнуты на три года в темницу, после прошествия которых были выведены оттуда для новых мучений. По приказанию мучителя три дня разжигали каменную баню, куда потом затворили святых. Но мученики стали молиться Богу, и расселась баня, и забил доставлявший им прохладу ключ воды. Когда на третий день сторожа открыли баню, то увидели святых, которые ходили в ней невредимыми и воспевали хвалу Богу. Они об этом доложили царю. Тот, словно не веря этому, сам пошел убедиться в справедливости известия. Увидев царя, святые сказали ему:
– Вот, мучитель, мы явились победителями во всех муках, а ты посрамлен и побежден.
Св. Аникита. Фреска
(Фото с сайта iconsv.ru)
Царь вернулся домой со стыдом и приказал держать мучеников в оковах до той поры, пока он не придумает, как их погубить. Потом по его приказанию устроили огромную укрепленную на четырех железных столбах печь, в которой могло поместиться очень много людей. Как когда-то Навуходоносор приказал раскалить печь, чтобы сжечь двух святых мучеников и всех христиан, которых найдет. Христиане же тогда с женами и детьми, не дожидаясь, когда их станут ввергать в печь, сами направились к ней, восклицая, что они христиане и почитают единого Бога.
Сначала святые Аникита и Фотий, а затем все собравшиеся христиане с молитвою направились в огонь, воздев к небу руки. А из пламени взывали к Богу, благодарили Его, что собрал их верою для мученического венца.
Молились они Милосердному Богу о том, чтобы Он простер с высоты руки Свои и принял их души в вечный покой, который уготовал Своим исповедникам.И во время молитвы той они почили о Господе. Аникита же и Фотий – святые мученики – еще в течение трех часов оставались в той печи живыми, а потом, помолившись, предали свои души в руки Божии. Слуги, когда извлекли тела мучеников Аникиты и Фотия, то увидели, что святые совершенно не пострадали от огня, даже волосы их были целы. И тогда многие из язычников уверовали во Христа.
Мученики Фотий и Аникита пострадали в 305 или 306 году.
Память мучеников православные верующие чтят 12 августа.
Честные мощи забрали христиане, когда огонь погас, чтобы их сохранить.
Спустя многие годы после прекращения гонений место, где находилась святыня, было открыто епископу Дукитию, который перенес их в построенную в их честь церковь в квартале Воания города Константинополя. Здесь от святых мощей мучеников Фотия и Аникиты произошли многочисленные исцеления. И сегодня им молятся в болезнях. В кондаке им отмечается, что Божественные мученики “недуги разрешают”. И святые Фотий и Аникита помогают страждующим по вере их, как и много лет назад.
Темы: Аникита , житие , святой , святые целители , Фотий , целитель
В начало страницы.