Церковь, болезнь и медицина
Одной из наиболее актуальных и неоднозначных тем, касающихся жизни Церкви, всегда было ее отношение к медицине. Как же на самом деле христианство относится к медицине: разрешает, запрещает, или предлагает что-то взамен? Прежде чем говорить об отношении Церкви к медицине, стоит сказать почему, собственно, болеет человек. Основываясь на Божественном Откровении и наследии святых отцов, Церковь учит, что до своего грехопадения наши прародители – Адам и Ева – не были подвержены болезням и недугам. Пребывая в райском саду, они не имели и опыта смерти. Однако, как только единственная данная от Бога заповедь была нарушена, первые люди мгновенно опытно познали, что такое грех. Пораженная грехом, изменилась вся природа человека – его тело и дух потеряли совершенство, стали подверженными различным болезням. Именно после грехопадения Адам и Ева (а вслед за ними и все человечество) стали болеть и умирать. Как учит Церковь, все физические заболевания и душевные болезни – это прямое следствие человеческого грехопадения. В связи с этим, с самого первого мгновения пребывания человека в мире, перед ним встал вопрос об исцелении. Христианство не является какой-либо оторванной от жизни философской системой. Наоборот: человек, его земное существование, духовная и телесная целостность, путь к Богу, последующее вечное состояние – эти и другие вопросы волнуют Церковь прежде всего. Зная историю человеческой трагедии и желая помочь ему всеми данными Богом способами, она никогда не запрещала обращаться людям к медицине, как серьезной науке, основанной на знаниях, практике и опыте. Свое же служение, в деле помощи человеку, христианская Церковь определяет, преимущественно, как помощь духовную. Правда, не исключая при этом возможности физических исцелений. На чем же основана такая позиция Церкви? Во-первых, людей исцелял Сам Господь Иисус Христос. Своею божественной силой Он поднимал на ноги расслабленных, очищал прокаженных, возвращал людям слух, зрение, речь. Значит, Господом был дан пример исцеления, лечения пораженного грехом человечества. Во-вторых, дар целительства (вместе с другими дарами) Иисус Христос передал Своим апостолам, ближайшим ученикам, а те, в свою очередь, передали его последующим христианам. Правда, необходимо понимать, что этот дар все же находится в Божией власти – только праведный перед Ним человек получает возможность исцелять людей. Ну и, в-третьих, история Церкви дает нам не один пример того, как истинные христиане, праведники Божии успешно и профессионально лечили людей, считая это своим главным служением Богу. Это и святой евангелист, иконописец и врач Лука, и святой великомученик и целитель Пантелеимон, и святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские, и наш современник – ученый, профессор, хирург святитель Лука (Крымский) Войно-Ясенецкий. Отсюда видно, что христианская Церковь никогда не запрещала людям обращаться за помощью к лекарям и врачам. Она лишь каждый раз напоминала о двух вещах: обращаться стоит только к традиционным формам медицины и не забывать при этом о молитве к Богу.
Темы: мысли современников , церковь о здоровье
В начало страницы.