Церковные записки. Духовный смысл

-10 баллов+10 баллов (Без рейтинга)
Loading ... Loading ...

Источник Виталий Иванов дата . в разделе Записки и молитвы о здравии

Духовный смысл церковного поминовения нуждающихся в исцелении

Ожидая исцеления от переданной в храм или монастырь церковной записки, христианин должен понимать, что она не является сама по себе магической палочкой-выручалочкой, гарантирующей избавление от болезни. За церковной запиской скрыт глубочайший смысл, заключающийся в особом взаимодействии – в молитвенном единении – всех участников: и подающего записку, и больного, и родственников, и близких знакомых больного. Человек – сложнейшая из всех имеющихся в земном мире систем, состоящая, по словам свт. Луки (Войно-Ясенецкого), из трех постоянно взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга составляющих: тела, души и духа. По мнению святителя, все физиологические процессы, протекающие в организме каждого из людей, управляются его духом. Им созидается тело, и Он же властвует над ним. Все телесные болезни, таким образом, отражают духовное состояние человека. При этом Господом открыта перед каждым возможность исцелить имеющееся духовное повреждение, для этого человек должен добровольно согласиться следовать за Христом. Однако очень опасно, по мнению святителя, воспринимать болезнь ближнего, как Божию кару и наказание за грехи. Такой подход нужно признать в корне не верным, ведь иногда именно отсутствие каких-либо болезней говорит о богооставленности человека. Болезни тела, как индивидуальный духовный опыт, часто помогают обрести смысл жизни самому болящему, для близких – это также повод проявить свою любовь к дорогому родному человеку, уделить ему большее количество внимания и взрастить силу своей молитвы. Христианину должно со смирением принимать посылаемые ему скорби, в том числе и болезни, именно в этом случае может действовать Святой Дух, дарующий больному чудесное исцеление. А значит, естественным для православного христианина средством избавления от болезней является молитвенное обращение ко Господу. Святитель Лука отмечает, что дароваться это исцеление может и через врачей, и сверхъестественным способом – через чудотворение (Подробнее об этом можно прочитать в книгах свт. Луки «Дух, душа, тело» и «Сила моя в немощи совершается»).
записки_о_здравии

 Фото с сайта www.vazhemonastery.ru

Слова святителя Луки подтверждаются Писанием, где в частности говорится о том, что в болезни нельзя пускать всё на самотек, но для исцеления необходимо молиться Господу, и Он исцелит просящего (Сир. 38:9). Следующий стих подтверждает необходимость изменения собственной жизни следованием Заповедям Божиим, чтобы не болеть телесно (Сир. 38:10). Апостолом Павлом подтверждается мысль, что через болезнь человек избавляется от греха во фразе «страдающий плотью перестает грешить» (1Пет. 4:1). При этом подлинно христианский подход к болезни, хотя и подразумевает полное доверие Богу, не предполагает отказа от помощи врачей, мотивация же «Бог меня Сам исцелит» – это искушение. О том, что болезнь необходима человеку для его духовного исцеления, подтверждаются не только свт. Лукой, но и многими другими святыми нашей церкви. Так прп. Амвросием Оптинским отмечается, что болезни посылаются человеку, чтобы пробудить его «душу заснувшую». Свт. Феофан Затворник, говоря о болезнях, подчеркивает, что их истоки лежат в грехах, а потому лучшим средством их предупреждения и исцеления можно считать желание не грешить. Также святитель говорит о том, что часто Бог посылает нам болезнь, чтобы спасти нас от бед, которые иначе нам было бы не миновать. Свт. Димитрием Ростовским отмечается, что болезнь и скорби человека – это восполнение Господом недостатка наших добрых дел. Св. прав. Иоанном Кронштадтским говорится, что болезнь – это средство, примиряющее нас с Богом и введение в Его любовь. Таким образом, смысл страданий и болезней – врачевание душ человеческих. Во время болезни человек имеет возможность настроить на верный лад собственную душу, приведя ее в гармонию с Заповедями через оставление суетных мыслей и размышление о главном, о жизни и смерти. А смирившись (доверившись Богу), заболевший может получить и телесное исцеление, как духовное лекарство, так как сила Божия «совершается в немощи» человека – в осознании собственной немощи (2 Кор.12:9). Парадокс заключается в том, что в полной мере понимать, как нужно жить, человек может чаще всего осознать, только ощутив себя на грани между жизнью и смертью. Как же может помочь человеку церковная записка о поминовении? Многие православные считают, что действие благодати Божией заключается в том, что частицы, попадающие на дискос о болящих, выступают очистительной жертвой, освобождающей больного от грехов. Однако данный подход в корне не верен, так как известно, что грех очищается только искренним покаянием, а также исправлением через творение милостыни и добрых дел. Вынутые по запискам частицы просфор не могут служить очищению потому, что не освящаются в Тело Господне, а также во время возношении просфоры, символизирующей Святого Агнца, при возглашении «Святая Святым», их также не поднимают во время таинственного воздвижения на Крест вместе с плотью Спасителя. Не даются они и в приобщение Плоти Спасителя. Смысл приношения частиц заключается в том, чтобы через них больные могли получить благодать и освящение, а также – в случае покаяния и смирения – отпущение грехов от очистительной жертвы, приносимой на Святом Престоле. Частица просфоры, возлежа близ пречистого Тела Господня, сама исполняется святыни и духовных дарований и воздействует на душу того, о ком возносится молитва. Душа того, о ком молится церковь, омывшись Пречистой кровью Господа, получает возможность, отвернувшись от грехов, наследовать жизнь вечную. Одна из молитв прямо указывает на это: «Отмой, Господи, грехи поминавшихся здесь, Кровию Твоею Честною». Именно поэтому без подачи записки на поминовение в церковь или храм больному требуется гораздо больше времени на выздоровление, ведь не изменив свою душу, нельзя рассчитывать на то, что болезнь тела уйдет.
записки

Фото с сайта www.sudogda.ru

Духовный смысл понятия «здравие»

Исходя из православного понимания троичной природы человека, состоящего не только из тела, как набора химических элементов, но и из вечной души и Духа Божиего, оживляющего всякое творение, становится понятно, что церковное понятие «здравие» кардинально отличается от светского – «здоровье». Физическое состояние, соответственно, напрямую связано с духовным состоянием человека. Когда Церковь молится о здравии, возносится просьба к Богу исправить душу человека, чтобы сделавший много злого начал творить не зло, но добро, чтобы отклоняющийся от следования Заповедям встал на путь, ведущий ко Господу. Церковь молит Бога, чтобы Он изменил намерения и даровал внутреннюю устроенность духа, чтобы человек, который возможно желал нам зла, мог избавиться от преследующего искушения и научился пребывать в гармонии с заповедями Божьими, а значит, с Церковью и окружающими его ближними. Господь, сошедший на землю, говорил, что спасать он пришел грешников, а не праведников. Мы, следуя Христу и основываясь на необходимости молиться друг за друга (Иак. 5:16), должны просить Бога не только о себе, но и о наших ближних. Эта общая совместная молитва друг за друга и являет собой суть Церкви, как единого богочеловеческого организма, в котором все мы являемся членами общего тела, главой которого является Бог. В церковную записку необходимо включать не только тех, кому мы симпатизируем и кого любим, но и тех, с кем в настоящее время, по каким-то внешним причинам находимся в конфронтации – подтверждение этому можно найти в Священном Писании. Так и в послании ап. Матфея, и в послании ап. Луки можно найти одну и ту же мысль о том, что любящий любящего не может называть себя христианином, потому что и язычники, и грешники любят любящих их (Мф. 5:46; Лк. 6:32). А значит, поминать нужно и тех, с кем мы в ссоре, и тех, кто обидел или продолжает обижать – к этому Господь призывает нас через Своих апостолов Матфея и Луку, которые в обязанность вменяют человеку необходимость благословлять проклинающих и молиться за тех, кто обижает (Мф. 5:44; Лк. 6:28). В записку о поминовении необходимо включать всех близких, ведь своей молитвой мы просим об их здравии и спасении, возможно, именно эта молитва сможет послужить той соломинкой, которая спасет их для вечной жизни и поможет восстановить хорошие отношения, если они утеряны. В наши дни почти не сохранился обычай, существовавший в дореволюционной России и имеющий свое обоснование в Писании, когда каждый христианин при заполнении церковной записки вписывал в нее имена Патриарха, Архипастыря, Архиерея (1 Тим. 2;1-4), духовного отца (Евр. 13:7), родителей, собственное имя, имена членов семьи, а также близких и родных (1 Тим. 5:8). После родных вписывали имена благодетелей (Рим. 13:7-8). Также в записку включали имена недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов (Мф. 5:44; Лк. 6:28). Наверняка кто-то захочет возродить эту благочестивую традицию, ведь свое обоснование она получила в Священном Писании, а значит, для христианина важно ей следовать.

Насколько часто следует подавать записки «О здравии»

Традиционно в наше время записки о здравии подаются в случае болезни кого-то из близких, причем, как правило, в случае исцеления больного этим всё и заканчивается. О записках забывают до момента, пока не заболеет кто-то еще из близких. Можно ли назвать это количество поминовений достаточным? Наверняка нет. Ведь даже если мы не имеем возможности подавать записки часто, то важно, подав жертву о здоровье, постараться поблагодарить Господа за исцеление. Прямое отношение фраза «Во славу Божию» имеет к исцелениям по запискам. Если христианин молил Господа о даровании исцеления и получил его от Бога Отца через Духа Святого, его прямой обязанностью становится благодарность, выраженная, например, в виде молебна либо жертвы нищему или нуждающемуся, посещения больных и находящихся в тюрьмах, творения дел, не приносящих нам никакой прибыли. Ведь подавая бедным, помогая нуждающимся, мы исполняем Заповедь Божию о том, что сделавший добро одному из братьев сделал это самому Господу (Мф.25:34-40).

Записочки
Фото с сайта www.bolotov.by

Нельзя назвать достаточным посещение Церкви только в случае проявления телесного заболевания, сигнализирующего о том, что человек недостаточно внимания уделяет собственной душе. Такое обращение можно назвать запоздалым, ведь телесная болезнь говорит о появившейся рассогласованности с Божиим промыслом о нас, когда болезнь попускается для того, чтобы мы по нашей рассеянности не потеряли для вечной жизни свою душу. Церковная молитва, призывающая милость Божию, помогает человеку в борьбе с искушениями, подстерегающими на каждом шагу, а значит, необходима ему намного чаще, чем только в болезни. Минимальным количеством до 1917 г. считалось обязательное поминовение человека в дни наиболее важные для него, как для христианина: в день рождения и крещения, а также в день ангела (именин). В день ангела записка подавалась с именем не только самого именинника, но и его родителей и детей. Также за христианина подавались записки в самые сложные моменты его духовной брани: стал ли неудержимо манить его к себе какой-либо грех или страсть, стал ли открыто искушать его диавол, ввергнута ли стала душа в отчаяние (одно из наиболее сильных искушений), посетила ли нужда или болезнь – во всех этих случаях принято было помогать человеку молитвенно посредством подачи церковной записки о нем. Некоторые христиане считают, что наибольшей силой обладают самые дорогие церковные требы, однако многие православные святители сходятся во мнении в том, что поминание на проскомидии (Литургии) – самая низкая по своему материальному эквиваленту жертва – ничуть не имеет меньшую силу, чем остальные, в том случае, если человек решительно встал на путь, ведущий ко Христу.

Темы:  ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

В начало страницы.

Комментарии (4)

  • Ильинична

    |

    Церковь разрешает писать в записках только крещеных людей. А если я не знаю, крещен человек или нет? Как тогда быть? Ведь не всегда есть возможность узнать, особенно когда подаешь записки о упокоении.

    Ответить

  • Татьяна

    |

    Есть благодарственные молебны святым. Например тем, которые нам помогли исцелиться или просто оказали помощь в каких-то житейских вопросах. Эти молебны совершаются не во всех храмах. Нужно узнавать, в каком храме города проводится благодарственный молебен какому-либо определенному святому.

    Ответить

  • Фёдор

    |

    Сейчас правила ужесточаются насчет записок и молебнов. Один из батюшек на проповеди говорил, что мало того, что человек должен быть крещенным и верующим (чтобы за него можно было подать записку о здравии), то он еще и должен обязательно быть постоянным прихожанином одного из храмов. Если нет – то за него молиться не будут. Надеюсь, что это правило не закрепится.

    Ответить

    • Виктория

      |

      Фёдор, тоже очень надеюсь, что не закрепится. как же тогда быть с теми. кто к вере только пришел или приходит? Как-то уж слишком резко – либо \либо, а ведь не все в жизни сразу бывает.

      Ответить

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё