Мощи святителя Николая в Венеции
Барийцы напали на Ликийские Миры в 1087 году, разграбили храм и похитили из саркофага мощи святого Николая Чудотворца. Однако в суете происходящего приблизительно пятая часть мощей уцелела и через 9 лет была доставлена в Венецию.
Причины появления христианских реликвий в Венеции
Византийская империя покровительствовала венецианцам и защищала город от варварских набегов. Учитывая, что Венеция была аванпостом империи на Апеннинском полуострове, городу придавался особый статус. Венецианский флот принимал активное участие в защите Константинополя, но империя пала. Многие христиане из павшего города бежали в Венецию. После взятия турками в XV столетии Византийской империи к Венеции отошла значительная часть ее владений. Город завладел несколькими греческими островами.
Прибывшие беженцы активно участвовали в политической, экономической и культурной жизни Республики. Был построен православный собор. Стоит заметить, что венецианцы были толерантны, не устраивали гонений на другое вероисповедание, поэтому православные греки пользовались всеми правами и привилегиями религиозной диаспоры. Поэтому в Венецию и были доставлены многие религиозные христианские святыни, которые были вывезены из Константинополя. До сегодняшнего дня в храме святого Георгия хранится десная рука святителя Василия Великого, которую пожертвовал собору один из членов византийского императорского дома. В этом же соборе хранится и часть мощей святого Георгия.
Венеция
Как мощи святителя Николая оказались в Венеции
Венецианский флот и армия принимали активное участие в первых крестовых походах. Четвертый крестовый поход, в результате которого был захвачен и разграблен Константинополь, организовали и оплатили венецианцы. Этот поход принес Венеции большую выгоду, многие православные реликвии были вывезены из столицы Византии в качестве трофеев в Венецию, где хранятся и по сей день.
Папой римским Урбаном II был организован I Крестовый поход против «неверных». Поход был предпринят для завоевания новых земель и распространения католической веры на завоеванных территориях. В походе принимали участия многие западные феодалы, ополченцы были хорошо вооружены и подготовлены. Участники похода принимали крест и находились под покровительством Святой Церкви, поэтому и были названы крестоносцами.
Венецианцы тоже были участниками этого похода.
На острове Лидо, в храме San Niccolo участников похода напутствовал патриарх Пьетро Бадоаро и венецианский епископ Энрико Контарини. Когда патриарх вознес молитву святому Николаю и попросил о помощи в ратном деле, он так же возжелал обретения венецианскими войнами мощей святого покровителя Николая. Епископ Энрико отплыл к Святой земле вместе с войсками.
По пути к Иерусалиму, возле острова Родос, венецианцы одержали победу над пизанцами, многие из которых были взяты в плен. По сведениям хроники тех лет, когда венецианские корабли приблизились к берегам Ликии, епископ Энрико решил использовать эту возможность, получить мощи святого Николая и умножить число покровителей Венеции.
На берег были высажены разведчики, которые доложили, что турки практически опустошили город Миры и жители покинули его. Из-за того, что прихожан практически не осталось службы в базилике Святителя Николая велись лишь раз в месяц. Возле храма венецианцами была организована засада, но базилика оказалась пуста, ее охраняли только четверо греческих стражников. Он рассказали, что мощи были похищены из базилики десять лет назад. Часть мощей захватили барийские войны, а еще до этого часть мощей император Василий увез в столицу Византии и где они теперь находятся – неизвестно. Однако, рассказу стражников не поверили, обыскали весь храм, но в саркофаге обнаружили лишь святую воду и миро. Разозлившись, венецианцы начали пытать стражников. Один из греков, не выдержав мучений, попросил разрешения поговорить с епископом. Стражник взывал епископа пощадить его и говорил, что не знает, где находятся мощи. Мольбы не были услышаны и стражника продолжали пытать. Спустя некоторое время епископ приказал прекратить пытки и в благодарность греки показали ему, где хранятся мощи других святых: святого мученика Феодора и св. Николая-дяди, которые были епископами Ликийского города Миры.
Мощи были доставлены на корабль. Моряки готовились к отплытию, но в это время оставшиеся в базилике венецианцы почувствовали специфический аромат. Восхитительное благоухание распространялось из одного из церковных пределов. Опросив несколько оставшихся в городе жителей, венецианцы узнали, что в канун больших праздников епископ совершал богослужение не в базилике, а в помещении, которое расположено рядом, где был установлен престол, из чего венецианцы сделали вывод, что мощи могут находиться именно там. Они исследовали помещение и обнаружили на потолке фреску с изображением лика святого, именно она и чудесное благовоние подсказало крестоносцам, где искать мощи.
Воины вскрыли пол под алтарем и обнаружили, что под слоем земли есть еще один пол. Разбив его, они наткнулись на странное вещество, которое защищало раку со святыми мощами. Когда все защитные слои были уничтожены, венецианцы обрели мощи святого Николая Чудотворца. На месте обнаружения мощей расхитители нашли надпись на греческом языке, которая говорила о том, что здесь покоится епископ Николай, который прославлен своими чудесами на море и земле. По всему храму распространился восхитительный аромат благовоний, и случилось первое чудо. Когда епископ покрыл мощи своей мантией, ветвь пальмы, которая была помещена в саркофаг вместе с мощами, дала побеги. Эта ветвь пальмы была привезена Николаем Святителем из Иерусалима.
Венецианцы увезли пальмовую ветку вместе с мощами, как символ чуда и Божьей силы.
Причина столь тщательного сокрытия мощей кроется, согласно древнегреческим источникам, в том, что император Византийской империи Василий Первый хотел доставить мощи епископа в Константинополь. Однако волей провидения передумал и решил запечатать и скрыть мощи от всех желающих их получить. Как мы уже знаем, они были надежно укрыты от всех, но все-таки венецианцам удалось их обрести.
Помимо венецианцев при обретении ими мощей присутствовали и плененные пизанцы и барийцы, которые стали свидетелями достоверности находки. Многие из пленных были отпущены. Местному священнослужителю были отданы средства на восстановление храма.
На борту корабля было построено подобие храма из кусков вещества, в котором хранились мощи, внутрь которого были помещены мощи святого. Священникам было поручено совершать молитвы день и ночь и прославлять его.
Венецианцы продолжили свой путь к Иерусалиму, но к тому времени Первый Крестовый поход был практически завершен и венецианцы, оказавшиеся на Святой земле, не принимали участия в военных действиях, а занимались лишь договорами и контрактами на обеспечение провизией, кораблями и матросами. Корабли венецианских крестоносцев пробыли в Иерусалиме некоторое время, после чего вернулись на Родину.
На родине их встречали с большой честью. Мощи поместили в одну из церквей города для поклонения. Многие чудеса творились при святых мощах, многие страждущие обрели исцеление. Через некоторое время мощи были переправлены на остров Лидо, где начинался этот поход и куда в соответствии с обетом они должны были быть доставлены. Мощи были помещены в монастырь бенедиктинцев, в церковь, названную в честь святого Николая, однако по поводу их местонахождения существовало множество различных мнений.
Источники, из которых мы узнали о перемещении мощей
Все вышеизложенные сведения основываются на трудах Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло», которые были изданы на итальянском языке в сокращенном варианте. Полная версия этого труда была написана на латыни и насчитывает двенадцать томов. В качестве первоисточника автор использует анонимную венецианскую рукопись, в которой рассказана история перенесения мощей в Венецию.
Другие сведения об этом можно почерпнуть лишь из хроник барийских, написанных Никифором и Иоанном. Рукописи этих авторов являются основными в раскрытии вопроса о возникновении мощей в городе Бари, но их появление в Венеции описано вскользь, и является лишь косвенным подтверждением.
По описаниям этих источников барийцы дважды пытались овладеть мощами. Первая попытка потерпела неудачу. Во время второй попытки барийцы высадились на Ликийский берег, когда местные жители прятались в горах, спасаясь от набегов варваров. Им необходимо было успеть найти мощи до возвращения жителей в город. Несколько человек из числа местных жителей успели вернуться и оказать сопротивление, однако силы были не равны и мощи святого отплыли в город Бари.
В изъятии святых мощей учувствовало 65 моряков, одним из которых был моряк по имени Маттео. Он в спешке извлек голову и другие части мощей из саркофага, который был наполнен миром. По причине спешки и невозможности определить, все ли мощи изъяты, можно предполагать, что часть тела усопшего могла остаться в саркофаге.
Матрос, по всей вероятности, не имел при себе никакой емкости или ткани для того, чтобы поместить в них мощи, тем более, что они должны покоится в мире, поэтому он смог взять только их часть.
Повествование Иоанна об этом событии более детальное, но суть произошедшего остается та же. Иоанн настаивает на «неделимости» останков святого, так как при жизни он завещал морякам не разделять его мощи на части. Впрочем, следует отметить, что этим барийские хроникеры пытались доказать, что святые мощи находятся только в их городе, а все остальное является фальсификатом.
Очевидным фактором является и то, что все описания жизни того времени, и барийские в том числе, были политически ангажированы и поэтому в каждой хронике мы можем встретить ложь, которая искусно замаскирована. Например, хроники от Иоанна, говорят, что один из барийских моряков произнес «Мы здесь по поручению римского папы», что является ложью.
В то время захват религиозных святынь основывался не столько на религиозных чувствах, а в основном на точном расчете. Политически было выгодно и престижно обладать, как много большим количеством святынь, которые защищают не только государство, но и успокаивают его жителей. Религиозные святыни не только оберегали граждан государства, но являлись его гордостью. В средние века иметь в небесных покровителях несколько святых было очень престижно. Вот почему политическое влияние и могущество Республики значительно увеличилось с приобретением ей мощей святых и различных религиозных святынь.
Основным фактором для этого повествования является то, что барийские хроники не опровергают то, что часть святых мощей осталась в Мирах. В данном случае не имеет значения нашли ли венецианцы часть мощей, которую не вывез Василий Первый или это была часть, которую барийцы оставили в раке. Важно то, что барийские источники не исключают сам факт того, что в их городе хранятся не все мощи святого архиепископа Мир.
Вид на остров Лидо
Венецианцы считают Святого Николая своим покровителем
Как уже говорилось, жители венецианской республики считали святого Николая своим покровителем. Это обусловлено тем, что они были искусными мореплавателями, а именно этот святой всегда покровительствовал мореплавателям. Когда-то, по словам историка, собор святого Марка после его реконструкции хотели посвятить святому Николаю, либо же сделать два престола, которые были бы посвящены обоим святым. Доказательством того, что данный факт имел место, является то, что в центральной апсиде храма расположена мозаичная икона Святого Николая Чудотворца.
Правда стоит отметить, что венецианцы в точности выполнили обет крестоносцев и положили мощи святого в храме на острове Лидо.
Церковь, в которой храниться реликвия, возведена на входе в бухту и все мореплаватели, которые проплывали мимо, останавливались у храма и возносили молитвы святому, благодарили его за поддержку в морских странствиях.
Существует легенда, что название маленького города в Италии, который находится на пути между Венецией и Падуей, носит название Мира и назван он так в честь святого Николая. Много лет назад венецианские купцы, возвращаясь из долго плаванья, остановились у острова и вознесли хвалебные молитвы святому. Далее они отправились по реке Брента в город Падуя, чтобы продать товары. На ночлег они остановились в небольшой деревушке, где соорудили подобие часовни, в честь святого, который помогал им в пути. Через некоторое время деревушка стала называться в честь Ликийского города, в котором жил святой.
После обретения мощей трех святых: Николая Чудотворца, святого Николая-дяди, которого по ошибке считали дядей святого, и мученика Феодора Лидиский монастырь стал пользоваться большим почтением у венецианцев. На нужды монастыря были пожертвованы немалые средства, земли и церкви, гражданами и правителями Республики, что является прямым доказательством глубоко почтения святого Николая.
У саркофага с мощами святых происходили чудеса. Подробное их описание мы можем встретить в хрониках, написанных послушником монастыря.
Подтверждение подлинности мощей
Саркофаг с мощами святых вскрывали не один раз.
В 1449 году аббат Бортоломео III стал свидетелем чудесного явления – из раки сочилась чистейшая жидкость, которая испускала божественное благоухание. Она была собрана с помощью ткани и помещена в сосуд. Сосуд отнесли в холодное помещение, но жидкость не замерзла. Получив разрешение венецианского епископа, рака была вскрыта, в ней обнаружили емкость с загустевшим миром и каменную табличку с надписью на греческом языке. Эти же предметы были найдены в раке и в ходе исследований, которые проводились в 1992 году.
В середине 17-го века мощи святых были помещены в новую церковь, где они сохраняются в мраморном саркофаге по настоящее время. Во время переноса мощей было произведено освидетельствование, в ходе которого было установлено, что останки святого Николая отличаются белизной и более мелкие, чем мощи других святых. Это можно объяснить тем, что они были сильно повреждены при их изъятии в Мирах.
После Второго Собора католическая церковь стала более критично относиться к свидетельствам хроник, что повлекло за собой проведение частых исследований мощей святых. Так в 1992 году было проведено еще одно исследование мощей святителя Николая. Оно проходило при участии профессора Барийского университета Луиджи Мартино, который до этого проводил освидетельствование мощей в городе Бари в 1953 году. Л.Палюде возглавлявший изыскания на их основе издал отчет с фотографиями мощей.
Вид на монастырь Св Николая на острове Лидо
Когда мраморную раку вскрыли, в ней обнаружили святые останки трех святых, которые покоились в разных отделениях, в самом большом находились мощи Святителя. Так же было найдено тайное отделение, находившееся под свинцовым покрытием. Покрытие было демонтировано и под ним нашли множество костей. Кости были разных размеров и отличались по цвету. Помимо этого в саркофаге нашли: круглю черную каменную табличку с надписью на греческом языке, которая сообщает, что здесь покоятся мощи святого Николая, часть черепа, но, как мы знаем, она никак не могла принадлежать святому, и емкость, наполненная миром. По результатам проведенных исследований профессор Мартино пришел к следующим выводам: останки, находящиеся на территории Венеции, являются частью мощей находящихся в Бари.
Вот содержание выводов комиссии по освидетельствованию мощей святого: «Кости святого Николая, состоящие из большого количества обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого угодника, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства».
Перенесение святых мощей, как в Венецию, так и в Бари имеет огромный духовный смысл. По Божьему проведению останки христианских святых были перенесены на земли инаковерующих не просто так. Мы можем только предполагать, что это произошло для того, чтобы вернуть западных христиан в лоно Матери Церкви, убедив их в силе православного духа, или чтобы православные паломники, путешествующие по святым местам, своей верой и почитанием несли свидетельство о силе Православия Западному миру.
Сам же святой становится, посредством своих чудес и благих дел, которые несут благодать не только православным, но и представителям других вероисповеданий, связующим звеном в вопросах веры и взаимопонимания. Вот поэтому и Венеция, и Бари могут стать не только местами паломничества православных христиан, но и послужить сближению и пониманию между представителями разных религиозных течений.
Православные верующие почитают мощи святого Николая
Православные верующие, проживающие в Венеции и являющиеся прихожанами прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата, делают все возможное, чтобы донести сведения о местонахождении православных реликвий в Италии до каждого русского паломника. Проводятся различные исследования, на основе которых издаются публикации. Полученная информация передается единоверцам в России. В настоящее время, благодаря проделанной работе, число русских паломников к православным святыням в Италии значительно увеличилось. Для организации путешествий к православным святыням, расположенным на Севере Италии, при приходе была учреждена паломническая служба. Так же в приходе проводятся службы во славу святых.
Известно, что в Италии находится множество православных реликвий, в их числе мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого. Назовем также мощи первого монаха – прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св. великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоуста.
Так же в Венеции, где некоторое время хранился терновый венец Спасителя, сохраняются несколько шипов из этого венца. Можно смело утверждать, что Венеция находится в числе первых городов Италии по количеству расположенных на ее территории священных православных реликвий.
О многих хранящихся в Венеции святынях не было известно в России. Например, о мощах великомученика Сергия, который в молодых годах принял монашеский постриг и стал почитаемым святым не только в России, но и во всем христианском мире. Святой Сергий был одним из римских мучеников, которые пострадали за веру. Мученик Вакх тоже относился к их числу, его мощи тоже находятся в Венеции. Нередко о житие римских мучеников первых веков мало что известно, но это не служит препятствием для воздаяния им почестей. Множество паломников с любовью и трепетом припадают к их священным останкам.
Верующие прихода в дни памяти святых, чьи мощи хранятся в Венеции, совершают торжественные богослужения у мест их сохранения. Настоятели католических приходов не препятствуют этому, а наоборот приветствуют подобные начинания. Так же проводятся молебны у святых мощей вместе с паломниками, прибывшими из России.
Во втором по значимости для католической церкви соборе св. Марка в 2004 году, в день памяти этого святого, была проведена первая в истории собора православная литургия. По своему архитектурному стилю и духу собор св. Марка построен в стили византийских православных храмов, поэтому, по мнению многих католических священников, которые присутствовали на литургии, православное богослужение органично сочеталось с духом самого храма.
Конечно же, мощи святого угодника Николая, являются для всех христиан важнейшей реликвией. Поэтому священники долго добивались возможности проведения литургии на мощах этого святого. Ранее позволялось лишь совершать молебны и акафисты. В 2004 году было получено разрешение. И все уверены, что первая литургия послужит хорошим началом для общего почитания мощей святого обеими конфессиями. Так же в 2004 году была передана частица мощей Николая Чудотворца, которую прихожане в день перенесения Тихвинской иконы Божией Матери преподнесли в дар Святейшему Патриарху.
Перспективы православной миссии в Венеции
Количество православных реликвий, которые находятся на территории Венеции, позволяют считать город одним из духовных центров Православия. Большое количество паломников желает посетить святые места, припасть к мощам святых, однако в настоящее время существует ряд проблем. У прихода нет даже собственного храма, приходится проводить богослужения в церкви, которую любезно предоставляет католическая сторона. Так же не развита инфраструктура по работе с паломниками, что значительно затрудняет процесс информирования верующих, желающих посетить город. Несомненно Венеция должна стать одним из важнейших мест паломничества православных верующих не только в Италии, но и во всей Европе. Учитывая этот факт, появилась надежда, что русская община в Венеции обретет свой собственный храм. Местный приход планирует открытие своего сайта в Интернете. Прихожане пытаются наладить работу пресс-центра прихода, чтобы делиться с братьями и сестрами имеющейся информацией.
Идея открытия православного храма возникла несколько лет назад, когда многие осознали, какое количество православных святынь находиться в городе. Было получено благословение Cвященноначалия Русской Православной Церкви на начало строительства храма.
Прихожане обратились в различные городские учреждения, которые отвечают за строительство и архитектуру города. К просьбе отнеслись с пониманием и участием, была предложен поддержка. В данный момент вопрос возведения русского храма в Венеции, зависит только от участия в этом процессе меценатов.
С вопросами можно обращаться к священнику Алексию Ястребову настоятелю прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции)
Темы: Венеция , Италия , Никола Чудотворец , паломничество , Святитель Николай , святые места , святые мощи
В начало страницы.