Великорецкий крестный ход

-10 баллов+10 баллов (Без рейтинга)
Loading ... Loading ...

Источник it-blagovest дата . в разделе События и факты

Великорецкий крестный ход – один из самых древних и многочисленных. Участие в нем принимают не только жители Кировской области, но и представители многих регионов Российской Федерации.

В 2017 году в начало Великорецкого крестного хода совпало с большим православным праздником Днем Святой Троицы, а также Троицкой родительской субботой, в которые предусмотрено посещение кладбищ с целью помянуть своих родных и близких. Напомним, что в связи с этим оргкомитет по подготовке и проведению хода принял решение об изменении его маршрута после стоянки в Троицкой церкви (Макарье).

Участники пройдут по ул. Павла Корчагина в сторону площади Коминтерна, далее крестный  ход пройдет через переезд у площади Коминтерна и проследует по ул. Искры в сторону д. Заборье. После часового привала перед д. Заборье крестный ход двинется через д. Кассины, где перейдет трассу Подгорянка-Шихово и сразу проследует в п. Бобино, далее с. Загарье, с. Монастырское, с. Горохово.
Отметим, что министерство информационных технологий и связи Кировской области ежегодно визуализирует информацию по маршруту Великорецкого крестного хода в геоинформационной системе Кировской области.

01

Современная история возрождения Крестного хода

В апреле 1978 года на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепиль) (ныне покойный митрополит Вятский и Слободской).  После наступивших изменений в отношениях государства и церкви в 1989 году. архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. И власть пошла на уступки. Богослужение на берегу Великой разрешили, но крестный ход – нет. Было предложено совершить крестный ход от ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. Активным помощником владыки в деле восстановления древней русской традиции стал секретарь епархии протоиерей Александр Могилев (ныне Митрополит Астанайский и Казахстанский). В непростых условиях отец Александр организовал и провел первый после возрождения крестный ход, который надолго запомнился уже многочисленным паломникам. Величественный храмовый комплекс XVIII-XIX веков, сложившийся в с. Великорецком, был недоступен для богомольцев. Часть построек были полуразрушены, а храмы закрыты.

Уже в 1992 году крестный ход стал совершаться своим историческим путем. С каждым годом Великорецкий крестный ход становился многолюдней. «Крестный ход растет численно, — рассказывает Крупин, — старухи-трудники боялись, и справедливо, что приход молодежи ослабит его молитвенность, строгость, аскетичность. Конечно, деточки на привалах затевают игры, конечно, и молодежи хочется иногда не молитвы, а шутки. Это естественно. Но крестный ход сам по себе подчиняет людей общей мысли, общему устремлению, общей цели». Распорядок крестного хода очень трудный: три дня паломники идут к месту явления чудотворного образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 километров пути. Дорога всегда разная: то полем, то лесом, то асфальтная трасса. «Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемьнадцать, ложиться в десять-одинадцать, в два ночи вставать, в три выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!». Но идут люди, идут и кто побывал на Великой реке в дни празднования явления чудотворного образа у того навсегда останется в памяти этот яркий и одновременно тихий, смиренный, духовный праздник.

vk

В 2005 году Определением Священного Синода Русской Православной Церкви в селе Великорецком открыт Николо-Великорецкий мужской монастырь. (Ныне преобразован в Великорецкое подворье Свято Трифонова монастыря г.Киров) Наместником монастыря был назначен игумен Тихон (Меркушев), который около десяти лет, по благословению владыки, возглавлял Великорецкий крестный ход. С открытием монастыря село преобразилось. Восстанавливаются древние храмы, налаживается быт обители. Особое значение возрождению великой русской святыни придавал митрополит Хрисанф. Владыка часто посещал монастырь, лично участвует в рассмотрении проектов и эскизов восстановления поруганных святынь. За годы лихолетий комплекс сильно пострадал и теперь требуется немало сил по его воссозданию общими усилиями.

dsc03082

Программа Великорецкого крестного хода в 2017 году:

3 июня. Троицкая родительская суббота

7.00 Панихида в Успенском кафедральном соборе.

8.00 — Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова. Возглавляет Литургию митрополит Вятский и Слободской Марк.

10.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.

11.00 — Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря

12.30 — Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.

14.00 — Выход крестного хода из Троицкой церкви.

18.30 — Встреча Крестного хода в с. Бобино. Всенощное бдение.

4 июня. Воскресенье. Праздник Святой Троицы.

3.00 — Выход Крестного хода из с. Бобино.

9.30 — Встреча Крестного хода в с. Загарье. Божественная литургия. Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв.

12.30 — Выход Крестного хода из с. Загарье.

20.00 — Встреча Крестного хода в с. Монастырское.

5 июня. понедельник. День Святого Духа.

3.00 – Выход Крестного хода из с. Монастырское.

9.00 — Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия.

12.00 — Выход Крестного хода из с. Горохово.

16.30-17.00 — Отправление автобусов от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

18.00 — Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье (с. Великорецкое). Молебен святителю Николаю Чудотворцу у Никольского храма.

18.30 — Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь.

19.00; 20.00; 21.00 — Отправление автобусов с паломниками из села Великорецкое в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня. Вторник. День празднования явления иконы святителя Николая на реке Великой

1.00 – Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

3.00 — Ранняя Божественная литургия в Никольском храме.

5.00 — Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

5.30 – Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

6.00 до 8.00 — Отправление автобусов с паломниками от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

9.30- Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Возглавляет Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

13.00 — Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.

14.00 — Перенесение иконы с берега реки Великой в Никольский храм (с. Великорецкое)

14.00 – 17.00 молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.

17.00 – 18.30 — Вечернее богослужение в Никольском храме. После вечернего богослужения перенос иконы св. Николая в Преображенский храм.

9.00 – 19.00 — Отправление автобусов с паломниками из села Великорецкое в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня. Среда

1.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого Подворья.

2.00 — Выход Крестного хода из с. Великорецкое.

14.00 — Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.

17.00 – Выход Крестного хода из с. Медяны.

19.00 — Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.

8 июня. Четверг

3.00 — Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.

4.00 — Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен святителю Николаю.

13.00 — Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. Водосвятие.

14.30 — выход Крестного хода из храма.

16.30 — Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.

18.00 — Окончание Крестного хода.

 

——-Исторические факты:

В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы зазвучали вновь.

Длительные пешеходные переходы в древности, особенно в Вятском крае, населенном языческими племенами, были не безопасны. Следует вспомнить, что Великорецкую икону перенесли в Хлынов собственно из-за частых набегов таких племен. На большое расстояние люди преимущественно передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой. Это обстоятельство в 1778 году побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода. С этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки паломники шли пешком, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания. Такое настроение создавало особую благоговейность перед участниками крестного хода.

В XIX веке свои впечатления о крестном ходе, будучи в Вятке, описал писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. В рассказе «Общая картина» он пишет: «Соборная площадь кипит народом…, но вот раздался благовест соборного колокола; толпа вокруг заколыхалась и вся как один человек, встала….Духовная процессия с крестами и хоругвями медленно спускается с горы к реке; народ благоговейно снимает шапки и творит молитву….Через полчаса берег делается по-прежнему пустынным, и только зоркий глаз может различить вдали флотилию, уносящую пеструю толпу богомольцев».

В начале ХХ века в проводах иконы стал принимать участие военный оркестр: «после литургии, накопившаяся многотысячная масса богомольцев-пришельцев с горожанами, с преосвященным, градским клиром и образами всех церквей, с церковным пением и звуками военной музыки «Коль славен наш Господь» направляется к набережной реки», — рассказывает А. Вознесенский. Как видим, крестный ход никого не оставил безучастным, здесь и духовенство, и чиновники, и военные, гимназисты и крестьяне.

 

Темы: 

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё