Как противостоять греховным мыслям – мнение священства.
О противостоянии бесовским помыслам рассказывает священник Димитрий Шишкин.
Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не ловил себя на том, что ни с того ни с сего вдруг стал подвержен жестоким и грязным помыслам. Одолеваемый такими мыслями человек с расстройством и удивлением спрашивает себя: я ведь ничего такого не думаю и не хочу думать… откуда все это?
Бесы действуют на душу через помыслы и ощущения. Но на самом деле это только горестная и неизбежная часть нашего повседневного существования, потому что со времен грехопадения человека и до нынешнего дня бесы не перестают досаждать людям. Святые отцы утверждают, что сами эти внезапные мысли не могут навредить человеку и даже не являются грехом, потому что совершенно не зависят от нашей власти. «А нам только нужно быть внимательными к себе и, отвергая всю эту бесовскую околесицу, прибегать с теплой и крепкой молитвой к Богу – вот тогда на нас никакого греха не будет и никакого вреда не случится», –говорит священник Димитрий Шишкин.
Однако бывает, что человек «запутывается» в паутине греховных мыслей и начинает мучительно страдать от этого состояния. Даже молитва к Господу не помогает, либо облегчение наступает временно. Почему же так происходит? Человек уделяет бесам внимание, и они этим вниманием овладевают настолько, что удерживают насильно во власти той или ной греховной мысли, состояния или чувства. Все это очень тяжело пережить, и когда человек приходит к священнику с вопросом, как же освободиться от этого одержания, ответ здесь может быть только один: подобное лечится подобным. «И одержание тягостными навязчивыми мыслями и чувствами лечится другим одержанием – Богом», – поясняет Димитрий Шишкин.
Понятие «одержание» большинство из нас воспринимает с негативной окраской, тогда как в Священных книгах во многих местах говорится об одержании человека Духом Святым, и радостью, и веселием, и любовью Божественной. В отрывке из Акафиста Покрову Божией Матери говорится: «Ужасом и радостию одеpжими, вси глаголахy: Радyйся, нерукотворенный омофоp, аки облак, над всем миром pаспpостеpшая». «Здесь речь идет о таком всецелом погружении человека в духовную жизнь, в общение с Богом, Пресвятой Богородицей и святыми, что душа точно забывает обо всем остальном и вкушает уже здесь, на земле, – путь даже только отчасти –райскую сладость и ничего больше не желает знать, видеть и понимать. Конечно, такая радость –это неизреченный дар Божественной благодати, но и от нашего произволения зависит сама возможность такого благодатного «одержания». И непременное условие избавления от разных тягостных обстояний – это всецелое погружение в неизреченную радость общения с Богом», –объясняет священник.
Избавление от плена мучительных «одержаний» требует, в первую очередь, глубокого и искреннего покаяния. Но и само покаяние возможно только при соблюдении всецелого устремления внимания к Богу: чем большее усердие и настойчивость мы проявляем в этом нашем устремлении, тем более обретаем надежды на освобождение от греховных мыслей.
Святитель Феодор Едесский говорит об этом так: «Мучимые и в плену держимые страстьми, нередко в недоумении вопрошаем мы в себе самих, от чего претерпеваем мы это? –Ведать надлежит, что такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога. Если же кто прилепится умом своим к Богу нашему и Владыке, то – верен Бог – Сам Спаситель всех избавит такую душу от всякого пленения… Но сподобиться сего от нас зависит» (Добротолюбие. Т. 3. Гл. 90).
В течение дня духовные состояния души могут меняться как одежда. Бывает, что это происходит против нашего желания, вызывая неприятные чувства и мучения, потому что эта «одежда» нам, как говорится, не по душе. Надо сопротивляться этим навязываемым нам состояниям, обращаясь с молитвой к Господу.
Как говорит святитель Григорий Палама: «Даже зло способствует добру при доброте воли», имея в виду, что насилие бесовское при нашем непреклонном стоянии в добре и усиленном устремлении к Богу содействует нашему спасению.
«И даже если не удается нам пребывать в счастливом и постоянном общении с Богом, то можно уж точно сказать, что стремиться к этому нам надо всемерно и сама возможность такого благодатного «одержания» во многом зависит от нашего устремления. Будем помнить, что Бог открывает Себя взыскующим Его и чем более усердно и настойчиво это взыскание, тем более отрадным и утешительным будет ответ», – говорит священник Димитрий Шишкин.