Почему охладевает вера?
Вам знакомо состояние, когда сердце не хочет молиться, хотя вроде бы совсем недавно оно горело о Господе, сомнения одолевают со всех сторон, и гложет мысль: «а вдруг веры и нет?». Насколько естественно – или, наоборот, противоестественно – такое состояние? Почему со временем оскудевает вера? Можно ли этого избежать и как? И что делать, чтобы с наименьшими духовными потерями пережить этот период?
На самом деле охлаждение в вере не происходит одномоментно, оно приключается с нами ежечасно, а точнее – ежесекундно. Просыпаешься утром, решает прочесть молитву, но вспоминаешь о неотложных делах, обычных человеческих заботах – и решимость начать день с обращения к Богу куда-то девается, душу поглощает суета, в итоге к середине дня ловишь себя на мысли, что молитвы так и не прочитаны. Даже на богослужении можно вдруг вспомнить о каких-то знакомых, задуматься об их жизни и делах, или о скачках цен на нефть и на доллар, или о вымирании диких животных в Африке, и выключиться из происходящего, перестать слушать хор и духовенство.
Почему это происходит? Потому что человек удобопреклонен ко злу, не сосредоточен, рассеян. Из серии мелких подмен рождается привычка ко греху, страсть, зависимость – и вот уже человек сам не свой. Не он, а за него принимает решение его хотелка. По мысли одного из афонских подвижников позапрошлого века, наши страсти становятся для нас бесами.
Надо иметь в виду, что жизнь человеческая – это, так сказать, штука полосатая. Периоды подъема сменяются периодами какого-то духовного расслабления. Нужно быть к этому готовым и не впадать в крайности, не унывать, а понимать, что это период закономерный вследствие нашей человеческой слабости. Но именно в этот момент нужно мобилизовываться и терпеливо и с усердием переносить это время некоего духовного охлаждения, ни в коем случае не соглашаясь с тем, что это навсегда. Это лукавый помысел, ему верить нельзя. Надо понять, что пусть это грех невольный, но это грех, а ты не хочешь унывать и отступать от Церкви – так иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся Святых Христовых Таин, проси у Господа прощения – и с Божией помощью преодолеешь это искушение.
Если нас замучило это самое «охлаждение» или если нас обижают и зажимают в клещи, единственное на потребу – найти тех, кому еще труднее, и, не откладывая, начать помогать им: тем, кто кто болен, у кого на руках малые дети, нет отца, кто просто ждет от нас доброго слова или телефонного звонка. Дело в том, что в небесном банке другие проценты. И грош нашего времени, наших инвестиций и забот конвертируется в тихую радость, а нередко и в ответную помощь нам в наших делах.
Наша вера поддерживается только молитвой, непосредственным обращением к Господу. Представьте, что верующий человек целый год не будет молиться, не посетит ни разу храма. Да через год от его веры ничего не останется, ведь он совсем не обращается к Богу. Господь будет вытеснен на задворки его души. И может показаться, что Бога вообще нет. Вот как ночью мы не видим в комнате икон, потому что нет света, и тоже может показаться, что икон там вообще нет, но если зажечь лампаду, то огонек озаряет святые лики. Так и наша молитва есть тот свет веры, который открывает нам присутствие Бога. Утрачивая молитву, мы утрачиваем свет, являющий Бога. Не имея этого света, можно подумать, что Бога нет вообще. То есть вера в Бога неотрывна от нашей внутренней связи с Ним. Утратив связь с Господом, мы перестаем чувствовать Его и потому начинаем думать, что Его нет.
Оскудение веры всегда связано с оскудением личного духовного опыта. Соответственно вера укрепляется от живой и искренней молитвы, когда каждый раз ты поднимаешься не на формальную вычитку правила, а на общение с Небесным Отцом. Молитва доставляет живую связь с Господом, а от этого и вера будет тоже живой.
Вера вообще возрастает от нашей готовности следовать за Христом, быть верным Ему в любых ситуациях – скорбных и радостных, – решать проблемы с позиции евангельских заповедей. Если свою жизнь ты стараешься выстраивать по Евангелию, соотносить с заповедями и каяться в прегрешениях, то Господь Своей благодатью укрепит твою веру.
Еще есть такая теория: в личной вере каждого человека происходит некая смена сезонов. Наше внутреннее яркое, сочное лето подходит к концу, и наступает плаксивая осень. А потом становится еще хуже – значит, пришла зима. Но, проявив терпение, дождешься весны, вновь появится духовный подъем, желание угодить Богу, ощущение Его присутствия. И эта смена сезонов – нормальное явление. Одни люди более к ней чувствительны, другие – менее. Понимая все это, легче пережить очередную зиму.
Темы: Бог , вера , вера в Бога , духовность , молитва , Церковь