Болезнь: откуда, за что и для чего? (На основе Священного Писания)

-10 баллов+10 баллов (Рейтинг +7, 2 голосов)
Loading ... Loading ...

Источник Юлия Линде дата . в разделе Мысли и советы современников, Церковь о здоровье

r11b

Худ. Макаров Е. К. Иов и его друзья. 1869.

Подозреваю, что каждый (или почти каждый) из нас хотя бы раз в жизни восклицал во время болезни «Да за что мне это?!» Пожалуй, данный вопрос     наиболее популярен из трех заявленных в заголовке статьи. На тему «Для чего мне болезнь?» рассуждают гораздо реже. Обычно подобная мысль  посещает или хронических оптимистов (которые  в любых неприятностях и бедах видят как минимум пользу), или личностей, склонных к духовным поискам и самокопанию. На первый же вопрос «откуда?» богословских ответов не ищет практически никто. Как так – откуда? Знамо дело, плохая экология (наследственность, нагрузка на работе, бродячии вирусы и т. д.  – нужное подчеркнуть…)

Начнем как раз с проблемы «Откуда оно взялось?» Кто все эти болезни придумал? Наверняка некоторые искренне считают, что болезни придумал Бог, чтобы наказывать человека за плохое поведение. Но это не так. Если бы болезни придумал Бог, Он бы просто не был Богом. Почему? Потому что Бог совершенен и творит только благо. А болезнь – это несовершенство и явно не благо. «Ну, тогда их придумал черт!»  – Решит иной оппонент. И это неверно. Слово «болезнь» впервые появляется в третьей главе библейской книги Бытия. Согрешившей непослушанием Еве Господь говорит: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), а Адаму – «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Все это не значит, что Бог виноват в появлении болезни и смерть. Просто человек, отступивший по своей воле от Бога, источника вечной жизни, стал немощным и подвластным смерти. Человек в этом виноват сам, таков его свободный выбор. «Причем здесь мы, это ж про Адама и Еву! Мы почему теперь мучиться должны?» – возмутится кто-то. Дело в том, что с момента отступления от Бога оказалась поврежденной сама человеческая природа, которой в полной мере обладает каждый потомок первых людей, то есть любой из нас – я, вы, они, даже Марь Иванна, даже голливудская звезда и даже святой затворник.               

Можно привести довольно грубый пример: предположим, генетический код человека изменился до неузнаваемости – и вот эта мутация закономерно передается из поколения в поколение. Логично, что человек может родить только себе подобного, а не слона или кенгуру, или бесплотного ангела. (Возможно, генная инженерия и дойдет однажды до изменения физической природы человека и выпустит какого-нибудь кентавра или русалку, но изменить духовную природу под силу только Богу).

Итак, болезни и смерть появились в мире в результате отдаления от Бога, то есть греха. Разумеется, у любого человека за жизнь грехов накапливалось великое множество, и тем самым он отдалялся от Бога все дальше и дальше, бесконечный список беззаконий могло остановить только одно средство – смерть. (Вот представьте себе, что бессмертен Адольф Гитлер или серийный маньяк – да они такого бы натворили за несколько тысяч лет! Так что смерть можно воспринимать и как благо. Не только для общества, но и, в первую очередь, для самого человека, зло которого было бы бессмертно и увеличивалось в геометрической прогресии). Но и после смерти душа человека, обремененная тяжелым багажом, была обречена на страдания, так как не могла приблизиться к источнику всех благ – Богу. Даже ветхозаветные пророки и праведники оказывались после своей кончины… в аду. И тогда Бог Сам принял человеческое естество и… смерть. («Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» – Мф. 8:17). Это же просто немыслимо! Богочеловек Иисус Христос оказывается в аду! Но… ведь Бог не может умереть, ибо Он вечный источник жизни.

Ад остается пустым. А Христос воскресает. Вся логическая цепочка человеческой жизни оказывается перестроенной. К чему я напоминаю и так известные факты? К тому, что именно здесь единственный универсальный рецепт (если можно так выразиться) и от болезни, и даже от смерти. Любой человек может обрести бессмертие, изменив свою поврежденную духовную природу, участвуя в Таинствах, которые совершаются, заметим, не батюшкой N., а Святым Духом, Богом. (Если кто-то еще не знает, Таинств всего семь: крещение, миропомазание, причастие, исповедь, соборование, венчание и таинство священства – рукоположения). Как мы получили природу Адама – понятно, по наследству, в результате рождения от его потомков. А как можем стать причастными Христу? Через Таинство Причастия. О сути этого таинства и подумать страшно – до чего же Бог любит людей, чтобы установить ТАКОЕ  – человек съедает Тело и Кровь Спасителя! Это просто за пределами нашего бытового мышления.

О Таинствах лучше написать в отдельной заметке, пока что продолжим тему о болезнях. Следующий вопрос –  за что? Тут уж любой догадается –  Господь допускает нам болезнь из-за грехов. Вспомним два евангельских примера. Исцелив расслабленного (парализованного), Спаситель говорит ему: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). Тяжелобольному у Овечьей купели после совершения чуда Он также сказал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Иногда болезни даются для вразумления человека. В Послании к евреям апостол Павел пишет: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12:5-7).

Однако грехи – это не единственная возможная причина, как может показаться на первый взгляд. Тут мы переходим к более важному вопросу «Для чего нужны болезни?». Вспомним беседу многострадального Иова с друзьями. Иов был праведником, за что его наказывать? Зачем Господь попустил немыслимые скорби – нищету, потерю близких, тяжелую болезнь и полное одиночество? Уж, разумеется, не ради того, чтобы «выиграть спор с Сатаной», утверждавшим, что в несчастье Иов отступит от Бога. Во-первых, Бог всеведущ, и, разумеется, знал, что Иов не отречется от Него; во-вторых, Бог всесилен, и потому «состязаться» (а тем более с падшим духом) смысла нет. Друзья Иова пытаются убедить праведника, что горе и болезнь – это наказание за грехи и только; Господь для них –  нечто вроде автомата по возмездию: поступил плохо – получай штрафной талон. Иов с этим не согласен и причины настигшей его беды не понимает, хотя от Бога не отрекается,  говоря: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). В итоге выясняется, что друзья Иова неправы (однако Господь прощает их по его заступничеству).  Да и сам Иов ошибочно предполагает, что постигшее его зло от Бога, ничего не зная о сатане, которому было попущено мучить неповинного. Так ради чего страдал Иов? «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5),  – говорит праведник в конце испытания.

Неслучайно книга Иова читается на богослужении в неделю страданий Христовых. В одной из стихир (хвалебных стихов) из службы праведному Иову он назван «прежде пророков пророком», несмотря на то, что, в отличие от известных ветхозаветных пророков Исаии, Иезекииля, Иеремии и др., не написал ни одной книги и даже ни одной строчки. Дело в том, что пророчеством о грядущем Спасителе, пострадавшем безвинно, была его несчастная жизнь. Страдание стало для него откровением о грядущем Христе, и это было гораздо ценнее, чем возвращенное богатство, здоровье и семья. В той же стихире, указанной выше, он прославляется как «страданьми своими страсти Христовы предызобразивший». Еще в книге Иова есть удивительное пророчество о всеобщем воскресении: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся мою кожу, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27).

Из истории Иова мы можем сделать вывод, что болезни и страдания существуют и для того, чтобы человек узнал Бога и еще больше утвердился в благочестии. В страдании, по словам апостола Петра, мы все становимся сопричастными Христу: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет. 4:13).

Еще одна возможная причина – чтобы человек не возгордился. Даже самому апостолу Павлу для смирения дается болезнь: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:7-9). Когда мы как минимум осознаём, что далеко не всесильны и не всемогущи, и далеко не всё можем купить, даже будучи олигархами… в нашей жизни начинает действовать Господь. Согласитесь, чересчур успешному и самоуверенному Бог не нужен, человек просто не оставляет места в своей жизни для божественного Промысла: «Какой Бог? Я сам себе бог!».

Наконец, Евангелие нам рассказывает о том, что болезнь может быть дана для явления славы Божией. Вспомним историю с исцелением слепорожденного. Ученики спросили у Спасителя: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 2:2,3). Примерно то же Христос сказал об умирающем Лазаре, которого вскоре воскресил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11:4). Один из ярких примеров – история практически нашей современницы – блаженной Матроны, которая, как известно, была слепой и не могла ходить, но при этом обладала духовной прозорливостью.

В заключение добавлю, что не нужно воспринимать эту статью как «классификатор», по которому можно с легкостью определить причину именно вашей болезни. Здесь требуется огромный духовный опыт да и не всегда, мне думается, есть четкая граница, все же промысел Божий – не компьютерная программа. Возможно, то, что нам сегодня представляется как безвинное страдание, завтра мы осознаем как лекарство от превозношения, а одновременно оно поможет вспомнить о своих грехах и приблизиться к Богу.

Темы:  ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

В начало страницы.

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё