Детям нужны друзья
Светлана Косова кандидат медицинских наук, врач-педиатр
Зачем нужны друзья? Можно предположить, что самостоятельный и независимый человек вполне может жить один. Однако зрелая личность вступает в отношения с другими, зная, что в общении люди дополняют возможности друг друга и живут интереснее, содержательнее и полнее.
Проще говоря, друзья помогут, поддержат и зарядят энтузиазмом. С другом счастье удваивается, а беда разделяется надвое.
Детям нужны друзья, и это неоспоримо. А чтобы общение вашего ребенка с другими было дружелюбным и позитивным, ребенку нужно вырасти психологически.
Малыш проходит три стадии психологического развития: «на руках у родителей», «шагаю в мир» и «я — сам». И только после этого он вступает в долгожданную четвертую стадию – «свой среди своих». Давайте рассмотрим эти этапы.
«На руках у родителей»
О первой стадии психологического развития народная мудрость говорит так: «Девять месяцев в себе – девять месяцев на себе». Чтобы этот период прошел успешно, родителям нужно постараться не оставлять ребенка в тревожной пустоте. Тесное общение с мамой, папой и самыми близкими родственниками необходимо: именно в этот период у ребенка формируется доверие к людям и любовь к ближнему. Не пытайтесь удерживать малыша, когда он сползает с ваших колен и сам делает шаг навстречу миру. Так он вступает во вторую стадию психологического развития.«Шагаю в мир»
Эта стадия, в которой ребенок должен познакомиться с окружающим миром и обнаружить себя в нем. Очень важно позаботиться о том, чтобы малыша окружали подходящие для удовлетворения его любопытства вещи. В два года сверстники еще не представляют для малыша особого интереса и рассматриваются часто как еще один предмет. Дети играют «рядом», но не «вместе» и нередко даже становятся друг для друга источниками отрицательных эмоций. Такое бывает, например, когда другой ребенок исследует предмет, который интересует малыша, или обращает на себя внимание любимой воспитательницы.«Я — сам»
На третьем году жизни малыш решительно шагает на третью ступень, обретая самостоятельность и независимость. Взаимодействие с трехлетними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис трех лет – кризис становления воли, кризис «Я — сам»! Ребенка в этот период надо не только поощрять, но и побуждать проявлять самостоятельность. Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку не вполне владеет речью, а значит, с ним трудно согласовать намерения и построить план действий.«Свой среди своих»
На четвертую стадию психологического развития отводится очень много времени – с четырех лет и до подросткового возраста. Давайте обратим внимание на становление общения, оно происходит в возрасте 4–6 лет. Кризис трех лет позади – ребенок более эмоционально устойчив и менее капризен. Он начинает проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре, и ему становится важно, с кем играть. Родитель может научить ребенка взаимодействовать с другими детьми, демонстрируя преимущество общения перед одиночеством: объединилиигрушки – игрушек стало вдвое больше, что трудно сделать одному, для двоих – сущий пустяк. В этот период мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающиесотрудничество, а не соревнование. Заметьте, дети этого возраста предпочитают игры с правилами. Отрицательная оценка своего ребенка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуальной беседы, когда ее никто, кроме самого малыша, не слышит.Как помочь ребенку стать общительным
1. Будьте примером: проявляйте вежливость и дружелюбность к друзьям семьи, к чужим детям, к друг другу в семье. 2. Вовремя замечайте и поощряйте добрым словом ситуации, когда ребенок проявляет заботу, помогает вам по дому, сам начинает разговор с другими членами семьи и вашими друзьями. 3. Чаще говорите ребенку, что любите его, что рады с ним общаться и вам с ним интересно. Ребенок, который знает, что его любят родители, уверен в себе и легко заводит друзей. 4. Пришейте на карман ребенка особую пуговицу и скажите ему, что как только он до нее дотронется, то сразу почувствует вашу любовь и поддержку. Такой прием особенно пригодится робким и застенчивым детям. 5. Занимайтесь с ребенком спортом, посещайте занятия по рисованию, ходите на танцы. Когда у ребенка есть хобби – есть и друзья, которые тоже увлечены этим занятием. 6. Подскажите ребенку, как знакомиться с детьми: «Привет, меня зовут…! Давай поиграем в…». 7. Научите ребенка правильно интерпретировать и проявлять свои чувства. Например, «Я обижен» и «Я сержусь» вместо «Это он виноват», «Ты – плохой!». В дальнейшем, ему проще будет выходить из конфликтных ситуаций. Здоровая РоссияТемы: здоровье детей
В начало страницы.
Комментарии (3)
Катя
| #
Сейчас нам три с половиной года и мы начинаем интересоваться друзьями. У нас есть друзья в саду, а также друзья вне сада. Сын пытается строить диалог, и за этим так интересно наблюдать. Играют, делятся игрушками, строят какие то планы. Вот он взрослый мир!
Ответить
Василиса
| #
Мы пока на стадии “Я сам” 🙂 Значит кризис 3-х лет нам еще предстоит пережить…
Ответить
Рустик
| #
Встречаются мамаши, которые даже 5летних детей на руках таскают. Видимо все никак не могут свыкнуться с мыслью, что ребенок уже вырос.
Ответить