Формирование здорового образа жизни студента
Сама по себе, постановка такой проблемы не имеет однозначно подтвержденной основы или направленности. Проблемы формирования здорового образа относятся ко всем аспектам жизни, начиная с типичных физиологических потребностей и заканчивая духовной и эмоциональной сферой.
Организация нормальной жизнедеятельности тем более актуальна, когда речь идет о молодом, подрастающем поколении – о студентах, которые, в силу собственных амбиций или, оказавшись без родительского контроля, часто напрочь забывают элементарные нормы, помогающие не потерять свои здоровье и работоспособность.
Основы здорового образа жизни: базовые понятия
Основы здорового образа жизни студента, по идее, должны закладываться еще в школе (а лучше всего с детского сада). Признаками такого образа стали:
- отсутствие вредных привычек в виде табакокурения и употребления алкоголя;
- регулярные занятия физической культурой и спортом;
- организация и участие в спортивных и массовых мероприятиях;
- отсутствие частых больничных и всегда хороший жизненный тонус.
Как далеки от реальности эти идеализированные принципы, которые хороши для учителей в школе да для бабушек у подъезда. Применительно к формированию здорового образа жизни студента, концепция несколько видоизменяется, как с моральной точки зрения, так и с физической. Чтобы требовать результат в этом деле, следует выявить основные (хотя бы) моменты, которые могут мешать процессу нормализации жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни студента: а возможен ли он?
В реалиях крупных городов понятия «студент» и «здоровый образ жизни» практически не совместимы. И дело не в том, что студент – это может быть какой-то изгой, алкаш, не такой, как все, а в том, что просто учиться и не думать о завтра удается далеко не всем. Тяжелее всех приходится приезжей молодежи, которая, попадая в город с большими соблазнами, о здоровом образе жизни вспоминает, в лучшем случае, ко 2-му курсу.
Итак, на современный здоровый образ жизни студента в значительной степени влияет:
- материальный достаток и финансовые возможности, как метод социальной адаптации и идентификации себя в социуме;
- жилье: его наличие или отсутствие, квартиранты, соседи, родители и весь быт, который ведет студент (или не ведет совсем, как это часто бывает у “местных”);
- уровень общения и его количество, а так же качество вынесенного из этого общения чужого жизненного опыта, полезных советов и какой-либо информации;
- питание. О нем можно говорить бесконечно – здесь всего-то 3 проблемы: что есть, как есть и как это приготовлено? То есть в здоровый образ жизни студента изначально и принципиально входит отказ от быстрых перекусов, фастфуда и постоянного кофе на ночь;
- желание знать и придерживаться понятий о нормах жизни: о времени труда и отдыха, об организации собственного времени и, конечно, досуга.
Если говорить о проблеме более общими словами, то в неё можно вложить все, что делает студент и, ровно так же, все, что его окружает.
Собственно проблемы формирования здорового образа жизни студента формируют:
-
Наследственность и генная предрасположенность к вредным привычкам. Очень пагубная основа, для которой сама мысль о здоровом образе достаточно чужда. Это такие категории студентов:
- выходцы из, так называемых, неблагополучных семей;
- сироты и дети из неполных семей, а также дети, воспитывающиеся вне дома;
- наркозависимые граждане и их дети.
-
Создание условий проживания. Сейчас с этим вопросом дела обстоят не очень хорошо. Снимать жилье крайне дорого, да и его еще найти надо, особенно иногородним парням. Общежитие, предоставляемое учебным заведением, чаще всего напоминает маленький Сталинград, восстановление которого ляжет на плечи всех проживающих (кроме каких-нибудь корейцев или вьетнамцев, которых нелегально впустила комендант).
-
Питание. Здесь каждый – кто во что горазд. Но есть определенные нормы, которые предписывают прием пищи несколько раз в день, в строго отведенные часы. Хотя стоит все же оговориться, что в решение этой проблемы довольно много зависит от качеств исходных продуктов и студенческого умения готовить.
-
Проблема общения. Современные студенты в голос утверждают, что чувствуют одиночество, которое производит гнетущее впечатление. Естественно, что после школы, где все знакомые, в учебных заведениях студент нужен только сам себе и никому более.
Наряду с общеизвестными правилами и принципами формирования здорового образа жизни студента важную роль играет психология. Очень тонкий внутренний мир с привычным внутренним “я” – благодатная почва для работы психолога, который должен направить студента на принятие решения в пользу ведения здорового образа жизни. Так же, на студента, как на отдельную личность, влияет и общественность (семья, друзья, одноклассники и одногруппники), так или иначе накладывают собственный отпечаток в модели поведения.
Организация здорового образа жизни студента подвержена тенденциям и традициям того учебного заведения, в котором он учится. А забота о привлечении к нему должна ложиться не только на плечи родителей, но и на руководство ВУЗа.
Темы: здоровый образ жизни , студенты
В начало страницы.
Комментарии (2)
MariaMama
| #
Здоровый образ жизни студента возможен, но только при условии когда он сам этого хочет. Поэтому начиная об этом говорить, необходимо спросить самого студента: а хочет ли он?
Ответить
Валерия
| #
Ладно уж, все мы были студентами (ну, или почти все) и первые курсы возможно вообще забывали, что такое здоровый образ жизни, но потом голова все равно включалась и все нормализовывалось. Я не буду говорить про те случаи, когда голова включалась поздно или не включалась вообще. Мне кажется, что все через это проходили.
Ответить