Гиперактивность – как обуздать неутомимую энергию

Источник Благоздравница дата . в разделе Здоровые дети, Здоровый образ жизни

Более 200 лет назад немецкий врач Генрих Хоффман первым дал описание гиперактивного ребенка и назвал его «непоседа Фил». Но только в 60-х годах XX века врачи стали оценивать чрезмерную подвижность не как черту характера, а как дефект психики. По некоторым данным, синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают до 40 % наших современников, причем у мальчиков он встречается в 4 раза чаще.

image

Диагноз – «вождь краснокожих»

К диагнозу «гиперактивность» раньше относились скептически, считая, что во всем виновато отсутствие воспитания и ужасный характер ребенка. Однако, на самом деле синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является расстройством нервной системы, официально признанным ВОЗ.
— По отзывам детских психиатров, типичный ребенок из группы риска по синдрому СДВГ – это «вождь краснокожих» из одноименного рассказа О’Генри, — поясняет педагог-арттерапевт, член правления Российского детского фонда Татьяна Шишова.

Последние исследования, проведенные в разных странах, показали, что гиперактивность связана с дефектом нескольких генов, который приводит к нарушениям метаболизма мозга. В мозге вырабатывается мало дофамина, вещества, которое управляет процессами торможения, и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение.
Точные причины, из-за которых возникает дефект генов, пока неизвестны. Предполагается, что микроорганические поражения головного мозга могут быть вызваны либо внутриутробным кислородным голоданием плода, либо асфиксией в процессе родов, либо другой травмой при затяжных или, наоборот, стремительных родах.

image

Как правило, симптомы проявляются уже в возрасте 2-3 лет, но в этот период родители списывают все на возраст и надеются, что ребенок «перерастет» проблему, средний возраст общения к врачу – 7-10 лет, когда ребенок идет в школу и невозможность сосредоточиться на уроке становится очевидна.

К клиническим признакам гипердинамического синдрома относятся излишняя двигательная активность, нарушения сна, мраморность кожи, излишняя потливость, излишняя тусклость и сухость волос, признаки кожного диатеза, перепады аппетита, чувствительность к раздражителям (резким звукам, сильному свету).

Лечим словом и делом

В США, Канаде, Европе, Австралии СДВГ лечат в первую очередь медикаментозно. Там считают, что нейрохимические процессы мозга одними воспитательными мерами не изменить. Хотя не отрицают, что гиперактивные дети требуют особого подхода и даже ищут специальные приемы обращения с ними. В качестве лечения применяют стимуляторы выработки дофамина, особенно хорошо эти препараты действуют на дошкольников и младших школьников. В России гиперактивных детей лечат ноотропами и успокоительными средствами.

В целом же СДВГ требует комплексного лечения, в котором есть место и физическим упражнениям, и психолого-педагогической коррекции, и медикаментозному лечению.

Ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нужно двигаться больше, чем его сверстникам. Начинать лучше уже в 6-7 лет с тех видов спорта, которые тренируют выдержку и терпение: плавание, лыжные гонки, коньки. В 9-10 лет можно пойти в секцию легкой атлетики.

-Говоря о месте спортивных тренировок в комплексном лечении СДВГ, не стоит переоценивать их эффект, — отмечает врач-психотерапевт, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН», доктор медицинских наук, профессор 1-го МГМУ им. Сеченова Владимир Чубаровский. — Да, спортивные тренировки помогут ребенку снизить возбуждение, двигательную активность, но ничего не смогут сделать с дефицитом внимания. Поэтому комплексный подход к лечению СДВГ просто необходим.

В воспитании таких особых деток родителям придется запастись терпением. Только методичное и постоянное закрепление границ способствует развитию концентрации внимания. Хотя бы несколько раз в день ловите своего ребенка и фиксируйте в объятиях. Он получает опыт остановки и ощущение внешней границы, которую выдерживает спокойный взрослый. Для таких деток очень важно ритмизировать распорядок дня.

Оптимально, чтобы одни и те же действия выполнялись в одной и той же последовательности в одно и то же время. Если это не совсем получается, то хотя бы выдерживать последовательность. Например, в школу идем только после завтрака. И никак иначе.

image

Также для таких деток важно постоянно выполнять упражнения на внимание, но просто так сразу сесть и начать заниматься – это у них не получится, потому что в их теле очень много энергии, которая отвлекает. Поэтому перед занятиями очень хорошо создать возможность физического утомления.

Направить деятельность таким образом, чтобы ребенок набегался, напрыгался, устал и после этого у вас будет 10-15 минут на то, чтобы поделать упражнения на концентрацию внимания. Очень здорово, если в жизни таких деток появляется активный спорт – например футбол, чтобы они могли физически уставать. В построении графика занятий или выполнения заданий учитывайте ритм – активно-спокойно-активно-спокойно.

Всегда сначала должна быть физическая активность, а потом выполнение заданий.

Следим за питанием

Многочисленными исследованиями было установлено, что большинство (около 70%) детей с СДВГ испытывают дефицит магния. Чтобы его восполнить, включите в меню ребёнка как можно больше зелёных овощей и фруктов, круп, злаков, а также продуктов, содержащих витамин В6 (он способствует усвоению магния из пищи). Его много в бананах, печённом с кожурой картофеле, буром рисе, гречке.

Исключите из рациона поваренную соль или замените её на небольшое количество морской. Откажитесь от энергетических напитков, рафинированных продуктов и полуфабрикатов – сосисок, колбас. Дело в том, что в них содержатся глутамат натрия и другие пищевые добавки, которые нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери.

image

Учимся учиться

Чаще всего у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности поражено правое полушарие мозга. Поэтому, с одной стороны, им свойственна эмоциональная нестабильность, а с другой – у них склонность к конкретному, обыденному мышлению. При обучении это необходимо учитывать.

— Интеллект у детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гипер-активности (СДВГ), обычно не нарушен, — отмечает педагог-арттерапевт Татьяна Шишова. — Если при помощи лекарств и коррекционных психологических методик удаётся притормозить двигательную активность такого ребёнка, голова у него начинает хорошо работать. Таким детям легко даются арифметика и алгебра. А вот геометрия нередко идёт с трудом, так как у них долго не формируется пространственное представление, они могут путать понятия «лево право», «над-под», предлоги… Гиперактивные дети хорошо играют в шахматы, когда видят перед собой доску и им не надо представлять в уме перемещение фигур.

Темы:  , , , , , , ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё