“Игра” с Богом
Возможна ли она? И какие последствия будет иметь, если мы “заиграемся”? Как увидеть границу между тем, что происходит по-настоящему и что — понарошку? Разобраться в этих вопросах поможет настоятель храма Покрова Божией Матери в Черкесске протоиерей Михаил Самохин.
Игра помогает нам учиться: есть большая разница между тем, запоминаем ли мы что-то с усилием или проживаем на своем собственном опыте в ходе игры, попутно получая награды за свои успехи. “Но очень важно, чтобы каждый для себя определил, во что он готов играть, а во что нет, и что для него является святыней, с которой играть нельзя”, – говорит протоиерей. Сакральность предполагает не только то, что мы не хотим вовлекать в “зону игры” какие-то святые для нас вещи, но и то, что мы против того, чтобы это делали окружающие нас люди.
Опасность атаки гейминга на сакральность заключается в том, что чувство сакрального пытаются использовать в своих интересах. По словам настоятеля, “сакрализация медиа, сакрализация торговли, сакрализация рекламы, использование сакральных образов в совершенно иных целях — это все сдвигает границу” между истинным и искусственным.
Безусловно, если все и вся вокруг твердят, что жизнь — игра, нам будет трудно воспринимать свои отношения с Богом всерьез. “Насколько внутри каждого из нас отношения с Богом не являются игрой и насколько мы не позволяем другим играть с Богом — вопросы очень сложные и болезненные, — замечает Михаил Самохин. — Если мы будем позволять играться со своей религией, значит она со временем уйдет в ту форму, в которую ушло в свое время язычество — в нашем случае это могут быть этнические деревни и музеи”.
Предполагается, что во время игры возможно создание дубликата, эксперименты с которым могут быть бесконечны и не приведут ни к каким последствиям. Однако создать дубликат Бога невозможно. “Если мы пытаемся применить к отношениям с Богом игровые процессы, возникает вопрос: а кто с кем играет?”, — говорит протоиерей. Игре нет места в серьезном пространстве общения человека с Богом.
Игры, где запрограмированно убийство людей-персонажей, обесчеловечивают игроков-реальных людей. Привыкнув убивать и умирать в вирутальной реальности, такие игроки в какой-то момент могуть перепутать жизнь с игрой. Игра эмоциональна, увлекает, а на эмоциональный базис хорошо ложится любая информация. “У гейминга в миссионерских целях мы должны позаимствовать активность, поскольку она заложена в современной молодежи. Оно не хочет быть уткой, которую подвесили и пичкают, чтобы вырастить пожирнее, оно хочет самостоятельности, активности. Наша задача — перенести эту активность в нравственное поле”, — считает настоятель. Сюда же относится оценка “лайками” и комментариями информации в социальных сетях — люди хотят быть соучастниками событий, пусть даже просто поставив “лайк”. По мнению Михаила Самохина, можно вычленить это участие и использовать его, придав ему нравственное направление.
Темы: Бог , гейминг , игры , современная молодежь , социальная сеть , человек