Исцеляющая сила Таинства покаяния

Источник Благоздравница дата . в разделе Исповедь, Церковные "лекарства"

Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.
(Архиепископ Иоанн Шаховской)

Каждый православный христианин в своей жизни проходит через церковные таинства. Так он соединяется со Христом и приобщается к жизни Церкви. Но таинство исповеди призвано не только помочь человеку ощутить себя христианином, но и научить каяться в своих грехах и менять свои мысли и греховный образ жизни. В чем сила покаяния? Как исповедь помогает человеку преображаться? Может ли духовное покаяние исцелять телесные недуги?

Исповедь – одно из семи церковных таинств. Каждый человек должен по мере необходимости прибегать к покаянию. Хотя, среди верующих довольно часто приходится слышать: «На исповедь хожу часто, но ничего не меняется. Каждый раз рассказываю об одних и тех же грехах и снова повторяю». Возникает вопрос – правильно ли это? Конечно, нет. После каждого покаяния, если оно от сердца и искреннее, должны происходить изменения – в человеке и его поступках.

ID-100100563
Жизнь верующего подобна лестнице, по которой он движется всю свою жизнь к духовному преображению. В нравственном богословии есть один хороший пример. Если камень подбросить, то у него всего два пути – лететь вверх или падать вниз. Замереть на месте невозможно. Так и человек – либо движется в своем духовном развитии вперед, либо катиться назад. Таков закон духовной жизни.

Верующий либо приближается к Богу, либо отдаляется от Него. Если не стремимся и не меняемся в лучшую сторону, значит, становимся хуже. Увы, но третьего не дано. Вот для чего нужно покаяние – чтобы снова и снова возвращаться на путь, ведущий к Царствию Небесному.

Три составляющие исповеди

Человек, отправляясь на исповедь, проводит очень серьезную работу над собой. Святые отцы указывают на то, что исповедь держится на трех столпах:

  • осознании;
  • покаянии;
  • исправлении.

Остановимся подробнее на каждом из них.

Первым этапом для верующего человека становится осознание того, что в его жизни есть место греху. Начинается внутренняя работа и самоанализ. Очень важно понять – я совершаю неправильный поступок, преступаю Закон Божий. А, если я нарушитель, то обязательно понесу наказание за свои деяния.

Принципиально важно понять – это совершаю я сам. Не люди вокруг меня, которые подталкивают к преступлению, не обстоятельства, складывающиеся не в мою пользу. А именно – я сам.

Священники рассказывают о том, что люди часто забывают на исповеди о себе. Они могут долго рассказывать о виновниках, побудивших их ко греху. Это неправильно. Каждый из нас отвечает пред лицом Господа за свои поступки. Ведь, в отличие от животных, подверженных инстинктам, человек – существо разумное и сознательное.

Первый этап – это важная ступень в таинстве исповеди. Вступив на нее, мы начинаем понимать свою греховность и у нас возникает желание меняться. И, что интересно, начинаешь меняться сам – начинает меняться жизнь и окружающие. Помните расхожую фразу: «Хочешь изменить мир – начни с себя»?

Следующим важным этапом становится покаяние. Само слово «покаяние» в переводе с греческого означает «перемена ума», «перемена мыслей». «Раскаялся» и «покаялся» – это не слова синонима. Это очень хорошо продемонстрировали библейские герои – Иуда и апостол Петр. Каждый из них совершил проступок. Но Иуда раскаялся и не стал менять свою жизнь, искупая вину за преступление. Даже не попросил прощения у Спасителя, не стал добрыми поступками исправлять содеянное зло. А апостол Петр – наоборот, отрекшись от Христа, но покаявшись, всю свою жизнь доказывал любовь к Богу, искупив тем самым свой грех.

praying w bible-ls_red

Вот в чем важность этапа покаяния – изменить свое мировоззрение, свои мысли. Таким образом, мы сможем пересмотреть свои неправильные поступки. И попав в подобную ситуацию в следующий раз, поступить иначе. Но нужно понимать, что это процесс глубокий и длительный. Это ежеминутная работа над собой, без перерывов и отдыха.

Наверное, именно по этой причине многие священники говорят о необходимости исповедоваться детям уже с семи лет:

  • Во-первых, чем раньше ребенок научится мыслить по христиански, тем легче ему будет в духовной жизни.
  • Во-вторых, взрослому человеку, с уже устоявшимися привычками, гораздо сложнее менять свои установки и мысли.

Исправление – этап третий, но отнюдь не последний. Христианин осознал свои ошибки, покаялся в их совершении. На этом многие считают свою работу выполненной. Батюшка прочел разрешительную молитву, и у человека в руках «билет» на причастие. Но нет – наступает новый этап, который поможет исправиться и не повторять прежних ошибок. Страшно? Боитесь, что не справитесь? Но ведь когда-то вы не умели кушать, ходить, разговаривать. И всему этому научились. Правда? А помогло, что? Желание, поддержка и постоянное повторение.

Так же и в духовной жизни. Нужно учиться по-другому реагировать, вести себя сдержаннее. Это труд не одного дня и даже месяца. Но потом это станет привычным образом жизни. А, по словам Евангелия, вся человеческая жизнь – это путь к преображению, ко спасению.

Стыдно не каяться, а грешить

В человеческой жизни все сложно и одновременно просто. Представим себе грехи в виде снежинок. Казалось бы, маленькие снежинки – ну, что они могут? Также и многие из нас думают: ну согрешил чуток, обидел словом, но никого же не убил. А наши грехи, подобно снежному кому, накапливаются потихоньку, пока не превратятся в лавину. Причем лавина эта нас и накроет. Стоит ли доводить до крайностей? Люди, остановитесь вовремя!

Ispoved-small

Исповедь. Фото взято с сайта http://www.orthodoxkelowna.org

Есть хорошая отговорка – мне стыдно говорить батюшке о своих грехах. А совершать их, значит, не стыдно. Стыдно? Тогда почему продолжаете?

Человеку и вправду сложно говорить о том, что он делает неправильно, даже, если мысленно он это понимает. Но, проговорив на исповеди свои грехи, он их слышит как бы со стороны. Он признает их перед другим человеком, а значит больше шансов того, что начнутся изменения. Ведь, обычно, перед другими мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле.

Исцеляющая сила исповеди

Многие верующие люди после исповеди говорят о том, что им хочется летать. Необыкновенная радость и воодушевление появляется на душе. С особой приподнятостью возвращаешься домой после этого таинства.

Когда мы чувствуем боль в каком-либо органе или просто недомогание, то понимаем, что нужно обратиться к доктору. Он нам дает рекомендации и выписывает лечение. Если мы все правильно соблюдаем, то выздоравливаем или получаем облегчение.

Исповедь – единственное лекарство, исцеляющее нашу душу. Мы приходим к духовному лекарю – священнику, рассказываем ему свои грехи, а это и есть симптомы. Получаем советы по укреплению душевного здоровья и исцеления духовных недугов. И, если все исполняем – исцеляемся.

Конечно, трудно не согласиться – с таблетками все просто: взял, запил и ждешь результата. А в исповеди пилюли горькие и глотать их приходится порой очень продолжительное время. Да и не всегда хочется – может само собой пройдет.

Но нет другого столь действенного способа научиться работать над собой, как исповедь. В психологии есть такое направление, как телесно-ориентированная терапия. Последователи этого течения доказали прямую взаимосвязь между внутренними проблемами человека и заболеваниями тела. Например, доказано, что часто проблемы сердца связаны с обидами человека на себя или других. Получается, что исповедь – исцеление не только душевное, но и физическое.

Мы живем в мире, когда технологии и инновации развиваются огромными темпами. Люди летают в космос, ныряют в самые глубокие океанические впадины. Но по-прежнему остаются незыблемыми многовековые христианские ценности.

Душа человека – субстанция особая и непостижимая для человеческого ума. И именно в ней – тайны человеческого бытия и смысла жизни. И очищение души от копоти греха – шаг к великому преображению, обладающему исцеляющей силой. Сделать бы его только…

Читайте так же:

Темы:  ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии (3)

  • Фёдор

    |

    На исповеди каждый раз стыдно за содеянные грехи, каждый раз думаешь мол, всё, больше ни за что так делать не буду, но потом все опять повторяется. И в следующие разы каяться в тех же грехах становится еще сложнее.

    Ответить

  • MariaMama

    |

    Мне батюшка говорил, что в год нужно стараться исповедоваться как минимум по одному разу в каждый из 4 постов и один раз в день своего ангела.

    Ответить

    • Благовест

      |

      Исповедоваться надо сразу же после раскаяния в совершенном проступке (грехе)
      Иначе потом можно просто забыть о нем…

      Ответить

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё