Косметика христианству не помеха?

-10 баллов+10 баллов (Рейтинг +10, 1 голосов)
Loading ... Loading ...

Источник Юлия Линде дата . в разделе Мысли и советы современников, Церковь о здоровье

Несмотря на то, что времена массового воцерковления и неофитства прошли, вопрос о косметике до сих пор мучит некоторых христианок. Можно ли воспользоваться иной раз тушью, кремом от загара и вымыть голову бальзамом или удел настоящих христианок – это постное прыщавое лицо, немытые волосы в узелке под платочком, пятьдесят лишних килограммов без права похудания плюс невзрачные балахоны и ботинки на толстой подошве?

Сразу заметим, что дело не в косметических средствах, а в отношении к ним. Вопрос о спасении и вопрос о губной помаде не являются взаимозависимыми. Вспомним известные слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12). Если я просиживаю в салоне красоты все свое свободное время и трачу половину зарплаты на усовершенствование своего тела или навожу яркий макияж и крайне довольна тем, что мужчины бегут за мной вереницей, вытаращив глаза,  – тут явно есть повод для покаяния. И наоборот: «Я вся такая благообразная, платочек не снимаю даже во сне, одежду стираю раз в полгода, какая косметика? Да я даже в жару дезодорантом не пользуюсь, смиряясь от зловония и поминая при этом  смрад греховный…  ну очень собою довольна, то и дело поучаю нерадивых раскрашенных грешниц»… В этом случае тоже нелишне сказать несколько слов на исповеди.

Ладно, крайние случаи мы рассматривать не будем, а о своем духовном состоянии лучше поговорить с батюшкой. Обратим только внимание на еще один момент: большинство из нас живет не в глухом лесу, а в обществе, и, стало быть, должен соответствовать некоторым правилам приличия. Например, вы работаете в солидном офисе или банке, поймут ли вас, если вы явитесь на работу косматой, с нечищеными зубами и облупившимся от загара или мороза лицом? Или подумают: «Фу, эти православные вечно ходят, как заморыши, не пойдем к ним ни за что!»

Beutiful girl with make-up cosmetics

Плохо ли заботиться о своем теле? Отнюдь нет. В первую очередь это касается вопросов гигиены, да и лишние сто килограммов не прибавят здоровья. Как писал святитель Григорий Богослов, «Мы обязаны заботиться и о теле – этом родственнике нашем и сослужителе души. Хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него, но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним».

В этой статье хотелось бы рассказать о косметических средствах, упоминаемых в Библии. Заметим при этом, что в Священном Писании не дано рекомендаций, нужно или не нужно пользоваться косметикой, какой именно и как ее использовать, поскольку Библия в принципе о другом – о духовной жизни.

Судя по результатам археологических раскопок, косметические средства древние израильтяне использовали. Исследователи находили на территории Израиля и бутылочки для духов, и каменные ступки для перетирания косметических средств, и крошечные лопаточки из дерева или слоновой кости, и тонкие палочки для подведения глаз краской, и ракушки для хранения косметики, украшенные драгоценными камнями, и сосуды из алебастра для благовоний и мазей.

Алебастровый сосуд, кстати, упоминается в Евангелии. Помните, как Мария, сестра Лазаря, возлила драгоценное миро на голову Христа? «Прииде жена, имущи алавастр мира нарднаго пистикиа многоценна: и сокрушши алавастр, возливаше ему на главу» (Мк. 14:3). Алавастр – это сосуд из алебастра (мелкозернистого гипса), традиционно он был круглой формы, без ручек, с узким и длинным горлышком, которое запечатывалось глиной или воском. Название «алавастр» сохранилось до наших дней: так в православной Церкви называют сосуд, где освящается миро. В Русской православной Церкви он находится в Крестовом храме Московской Патриархии.  Раз в год в Великий Четверг варят новое миро, в него добавляется часть старого, хранящегося в алавастре, затем алавастр пополняется новоосвященным миром. Интересно, что миро передается из года в год еще с апостольских времен, что символизирует преемственность благодати в Церкви. Человек помазывается миром только один раз в жизни – в таинстве миропомазания, которое совершается обычно сразу же после крещения. Еще миром помазывают престол, антиминс и стены храма при его освящении. Миро готовится примерно из сорока разных веществ.

Миро не следует путать с миррой (или смирной), которая широко использовалась в библейские времена. Достаточно вспомнить дары волхвов, принесенные Богомладенцу (золото, ладан и смирна). Упоминается мирра и в ветхозаветной книге Есфирь. Царь Артаксеркс, выбирая себе жену, повелел всем красивым девушкам, среди которых оказалась и Есфирь, ставшая впоследствии царицей, собраться в специальный дом, где их подготавливали к встрече с царем. «В течение двенадцати месяцев выполнено было над нею все, определенное женщинам, – ибо столько времени продолжались дни притирания их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими» (Есф. 2:12). Итак, ароматические масла использовались в древности для ухода за кожей, причем, судя по этому отрывку, проводились даже своего рода спа-процедуры. Впрочем, в Палестине воды было не очень много, и масла служили в том числе гигиеническим средством, защищавшим кожу от сухости и жаркого солнца.

Поскольку в древности не существовало дезодорантов, женщины пользовались ароматическими маслами, маленькие бутылочки привязывали к поясу или носили пучки с ароматными растениями в мешочке на шее («Мирровый пучок – возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает» (Песн. 1:12). Смирну использовали также для придания одежде аромата: «Все одежды Твои, как смирна и алой и касия» – говорится в Псалтири (Пс. 44:9). Алой (не путать с алоэ!) – это смола алойного дерева, растущего в Индии. А касия – это цветы коричного дерева. Корицу привозили из Китая с древнейших времен. Причем использовались и кора коричного дерева («Нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами» упоминается в Песни Песней (Песн. 4:14)), и высушенные цветы (Иез. 27:19). Кстати, Кассией звали вторую дочь Иова, родившуюся после его испытания.

Lavender oil

Теперь несколько слов о растениях, упомянутых в последней цитате (из Песни Песней). Аир – это благовонный тростник из Персии, а нард – ароматическое вещество, оно уже упоминалось выше в рассказе о Марии, умастившей голову Спасителя. Нардовые вода, масло и мазь стоили очень дорого, поскольку привозились из Индии. Поэтому не удивительно, что сребролюбивый Иуда был возмущен такой растратой. 300 динариев, цена, по которой Иуда предлагал продать небольшой сосуд с нардовым благовонием, в пересчете на современный курс составляет около 32 000 рублей. Что же касается шафрана, он хорошо известен и нам, особенно в кулинарии. Древние евреи (а также греки и римляне) окропляли им одежду и помещения.

Теперь о краске. Красители для глаз древние евреи наверняка узнали еще во времена египетского рабства. В Египте краску для глаз готовили из оливкового масла и мелко перетертой сурьмы или из сажи, оставшейся после сожжения благовоний. Наносилась она тонкой палочкой на веки и брови. Если сурьма была не в виде мази, а в виде порошка, на палочку нужно было как следует подышать, чтобы она запотела, и только потом погружать ее в краску. Кстати, свою третью дочь Иов назвал Керенгаппух (Иов 42:14), это имя переводится как «рог для глазной краски». (Вспомним, что имя второй дочери означало благовоние – корицу). Имена были символичными, поскольку «не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова» (Иов 42:15). Заметим, что в Древнем Египте красили глаза не только в эстетических целях, но и в лечебных: некоторые химические соединения сурьмы защищали глаза от инфекций и воспаления. Надо сказать, на Востоке глазные болезни были очень популярны: яркое изнуряющее солнце, песок и пыль, антисанитария…

Разумеется, косметикой пользовались далеко не всегда из лечебных соображений, нередко сурьмяные глаза и румяные щеки составляли боевой арсенал блудниц. Сравнивая отошедший от Бога Иерусалим с распутницей, пророк Иезекииль говорит, что она «сурьмила глаза свои и украшалась нарядами» (Иез. 23:40). Пророк Иеремия тоже сравнивает утопающую во грехе Иудею с женщиной вольного поведения: «Обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя» (Иер. 4:30). Беспутная язычница Иезавель, встречая царя Ииуя, «нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно» (4Цар. 9:30).

Интересно, что в Библии упоминается растение кипер (иначе – лавсония, из которой делают хну), см. Песн. 1:13, 4:13. На Востоке хной красили ногти на ногах и руках, а также волосы. Возможно, именно поэтому возлюбленный говорит Суламите: «Волосы на голове твоей, как пурпур» (Песн. 7:6).

Для тех, кто до сих пор не определился, стоит или не стоит делать сегодня макияж и как это отразится на смирении, закончим статью словами апостола Петра (нет, совсем не о косметике, а если и о косметике, то в меру): «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет. 3:3,4).

 

Темы:  , ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

В начало страницы.

Комментарии (4)

  • Света

    |

    Прочитала название статьи и сначала даже не поняла при чем здесь христианство и косметика. Да, конечно, если ты намалюешься- накрасишься, как, простите меня, девушка легкого поведения. То о какой вере можно говорить. Но если ты пользуешься лосьонами, бальзамами для волос, тушь – и все это в меру. То как это может сказаться на твоей вере?

    Ответить

  • Евгения

    |

    Верно в статье указано, что “дело не в косметических средствах, а в отношении к ним”. Умеренная забота о своей внешности, сосуде души, кажется, не должна быть порицаема,. И окружающим приятен ухоженный ближний, опрятный, с чистыми волосами, со свежим дыханием. Я пользуюсь и декоративной косметикой, поскольку, натуральный вид, увы, нездоровый.

    Ответить

  • Ильинична

    |

    Последнее высказывание в статье (слова апостола Павла) в полной мере отражают всю суть. Ведь самое главное, чтобы у человека была чистая душа, а уже потом все остальное. Конечно это не означает, что нужно при этом каждый раз делать “боевой раскрас”. Просто не о том мы в первую очередь думаем…

    Ответить

  • Ильинична

    |

    Ой, простите, слова апостола Петра, а не Павла.

    Ответить

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё