Начало нашего спасения

Источник Blagovest дата . в разделе Из истории Церкви, Мысли и советы современников, Церковь и здоровье

7 апреля православные всего мира отмечают один из двунадесятых праздников церковного календаря – Благовещение, когда Мария узнала благую (добрую) весть о том, что станет матерью Сына Божьего. Этот день — начало евангельского благовестия, то, чего род человеческий ждал, чаял, сам того не понимая, — спасения, явления в мир Сына Божия.

Пресвятая Дева Мария до 14 лет воспитывалась в храме, где много молилась и постигала веру. По закону, она должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

animals-1869232_640

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии. В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу.

Благовещение — это свидетельство вести о том, что на погрязшей в грехах земле наконец-то нашлась Святая Дева, Которая по Своей высочайшей чистоте и смирению, стала способной, своей обычной человеческой плотью, непостижимо зачать от Духа Святого и родить самого Предвечного Бога Сына.

В тропаре праздника Благовещения звучат слова — «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». Таким образом — это есть начало нашего спасения. И на Руси в память о том, что в этот день было положено начало освобождению рода человеческого от коварства дьявола, когда люди получили реальную возможность противостоять темной силе, существовал очень хороший духовно-нравственный обычай: покупать птиц у их ловцов, и выпускать их из клетки на волю.

Так же, как Господь отпустил нас на свободу.

Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братья» и он же продолжает: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти». (Гал 5,13). И праздник к Пресвятой Богородице — это и есть напоминание о свободе, которую даровал нам Господь, а также повод задуматься о том, как нам этой свободой надо распорядиться.

Темы:  , ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё