О родительском воспитании
Православный публицист, психолог, автор книг, посвященных проблемам семьи и церковного воспитания Андрей Рогозянский, в своем очерке отмечает, что сегодня необходимо воспитывать в детях самодисциплину.
Воспитанность и самосовершенствование
Положительные качества в ребенке оттачивает родитель. Повзрослев и стремясь стать лучше, человек делает это сам, устраивая свою жизнь по таким правилам, какие в педагогических целях применяются к детям.
Сознательная и целенаправленная работа над собой – редкость для нашего времени. Пример самосовершенствования, одобряемого обществом, – поддержание хорошей физической формы. С красивой фигурой связаны представления об успешности и общественном признании. Но за любую уступку своим слабостям приходится платить. Нельзя проводить время в расслабленности, наедаться обильно и оставаться при этом подтянутым и привлекательным.
«Почти так же выглядит совершенствование в любой области: развития талантов, образования и расширения знаний, обретения профессиональных навыков, отстаивания семейных интересов, ценностей дружеских связей, коллектива и Родины, исполнения Божественных заповедей. Человек отказывается от удобств в пользу развития или останавливается в развитии и приходит в расстройство», – пишет Андрей Рогозянский.
В современном мире человек приходит к самодисциплине чаще по какому-то экстренному поводу, например, пытаясь преодолеть зависимость от алкоголя, курения, наркотиков. Борьба с вредной привычкой испытывает человека на решимость и выдержку. В остальных случаях воспитание и самовоспитание сильно принижаются. Под предлогом личной свободы я-культура скрывает нежелание учиться, трудиться и преодолевать себя.
К воспитательным воле и мужеству!
Сегодня детство объявляется изменившимся, в корне не поддающимся традиционным методам воспитания. «Утверждается, что педагогика умирает либо уже умерла, ибо старшее поколение некомпетентно в технических инновациях, в последних общественных веяниях и не может-де правильно оценить происходящее в жизни детей. Дело представляется так, как если бы результаты взросления ребенка определял не каждодневный, упорный воспитательный труд старшего, не молитва и действие Таинств, но всемогущие и обязательные для каждого механизмы «адаптации к социуму», молодежной культуры, эдипова комплекса и тому подобные», – говорит психолог.
Правда же заключается в том, что наши дети брошены. Они выросли в «цифровом мире», переполненные пустыми ожиданиями и непропорциональными запросами. Огромная масса «миллениалов» – тех, чье детство пришлось на годы распространения я-культуры, – представляет новую категорию риска из-за эмоциональной неустойчивости и неумения управлять собой. Какими бы ни были перемены времени, недостаток воспитанности выглядит всегда одинаково.
Сражаться за добро и победить!
Православный родитель и педагог, оставляющий взросление ребенка на самотек, проявляет не доброту и смирение, а мягкотелость. Можно примириться с обстоятельствами, а активно работать над ребенком – противодействовать проявлениям эгоизма, немирности при необходимости волевым побуждением к миру силой педагогического, иерархического или духовного авторитета.
«Насущнейшая необходимость для православного родителя – пересмотреть и устроить свою жизнь так, чтобы воспитательные обязанности не совершались между делом, в последнюю очередь. Важны постоянная диета, режим регулярных нагрузок. Воспитание и самовоспитание – это своего рода фитнес души», – отмечает Андрей Рогозянский.
Вам предстоит ответить на вопросы: сознавать ли ответственность за будущее ребенка или быть успокоенным; поступать, как все, или действовать вопреки общим упадочным тенденциям; ориентироваться ли на желания ребенка или на дисциплину; стесняться ли воспитывать или быть высоко мотивированным к педагогической деятельности?
Темы: воспитание детей , дети , родительское воспитание