Святые целители Кир и Иоанн Александрийские
Святой целитель Кир был рожден и получил образование в городе Александрия (Египет).
Выучившись на врача, святой стал известен как врач, исцеляющий больных совершенно бесплатно, при этом, будучи христианином, он своим примером и проповедью Христа врачевал и душевные недуги обращавшихся к нему за помощью. Посещая больных, святой целитель давал советы о том, как излечиться: рассказывал им не о рекомендациях Гиппократа (известнейшего врача), а об апостольских и библейских пророчествах, наставлениях, касающихся того, как нужно христианину сохранять свою душу от греховных пристрастий, зачастую являющихся причиной возникновения болезней тела. Объяснял святой Кир этот, на первый взгляд, парадокс тем, что душевные болезни, невидимые ненавыкшим в их распознавании, гораздо более тяжкие, чем любая болезнь, которая может овладеть телом. Потому для спасения человеческой души иногда попускается болезнь тела, но только для того, чтобы человек мог вспомнить об участи собственной души, которая создана для вечной жизни. В поучении больных через проповедь Христова учения целитель человеческих телесных недугов Кир множество язычников привел к познанию истинного Бога. Сам он, служив примером христианина, многих привел ко вступлению в христианство. Врачуя тело, он исцелял и души болящих, чем не мог не вызвать на себя гонений со стороны языческой власти, преследующей последователей Христа в то время.
Кир и Иоанн Александрийские. Фреска. Сербия.
(Изображение с сайта www.ruicon.ru)
Гонения на христиан в это время осуществлялось Диоклетианом – римским императором-язычником. По его приказу все, кто служил распространению веры Христовой, преследовались особо жестоко. Так, и святого Кира перед начальником города, в котором он лечил людей, обвинили в том, что он, являясь христианином, наставляет жителей в христианской вере. Услышав об этом, городской глава приказал немедленно схватить нарушителя законов Римской империи. Узнав об этом, святой Кир вынужден был бежать из города, но не из страха перед мучениями, которым подвергали христиан римские власти, а из желания продолжать помощь людям в деле их спасения, а также для того, чтобы лучше подготовить себя к предстоящим страданиям за Христа. Руководством к этому поступку отчасти послужили и слова Господа, переданные евангелистом Матфеем, о том, что если станут христианина гнать за веру в одном городе, то нужно ему бежать в другой. Покинув египетские земли, святой целитель Кир отправился в Аравию, где сразу по прибытию принял ангельский образ, постригшись в монахи. Но и само прибытие в Аравию святого случилось по особому Божиему промышлению, ведь здесь целитель продолжал приводить и привел множество людей ко Христу, избавив их от греховного служения языческим идолам. С принятием иноческого образа Господь наделил святого даром чудотворения, и после этого святой целитель молитвами ко Господу стал восставлять на ноги многих болящих. Этими чудесами святой прославлял имя Христово, и многие идолопоклонники, видя их, оставили свое заблуждение, обратившись к Богу истинному.
В это же время в Киликийском городе Едеса жил и святой Иоанн, который по роду своего занятия был воином, а душевным устроением – благочестивым христианином, ищущим спасения для вечной жизни. После того, как Диоклетианом было воздвигнуто на христиан Римской империи гонение, святой Иоанн оставил службу, так как не мог служить тому, кто гонит его братьев во Христе. Отказался он и от земного богатства, которое считал суетой. Оставив славу сего мира, отечество и родных, отправился он в Иерусалим, чтобы приложиться к святыням, связанным с земной жизнью Господа. Именно в Иерусалиме и услышал Иоанн о святом целителе Кире и о совершаемых им чудесах, творимых во славу Божию, весть о которых распространилась повсеместно и достигла, в том числе и Иерусалима.
Иоанн, вдохновленный желанием повидать человека, которому Господом дарована сила чудотворений, захотел повидаться и жить со святым Божиим, прославленным уже при жизни. Чтобы осуществить это свое желание, Иоанн пошел в Александрию, но святой целитель Кир ко времени прихода туда искавшего его уже покинул город в связи с гонениями. После долгих поисков и расспросов знавших целителя Кира Иоанн узнал, что святой отправился в Аравию. Желая, как можно быстрее повидаться с ним, Иоанн спешно отправился на его поиски. После встречи со святым Киром Иоанн настолько привязался душой к подвижнику, что сам стал самовидцем творимых Киром чудес и старался усердно подражать его праведной добродетельной жизни. Аравию святые Кир и Иоанн оставили после того, как услышали о том, что в одном из египетских городов была схвачена одна боголюбивая христианка именем Афанасия, которую вместе с тремя ее юными дочерьми, которых звали Феоктиста, Феодотия и Евдоксия, отвели для истязаний за проповедь ими имени Христова в египетский город Каноп. Приказ о том, чтобы схватить Афанасию с дочерьми был отдан градоправителем Сирианом, главным помощником которого был языческий жрец Кассиан. Кир и Иоанн опасались за то, что юные девушки (старшая из сестер Феоктиста была пятнадцати лет, средняя Феодотия – тринадцати, а младшая Евдоксия – одиннадцати) не смогут вынести мучений, а также льстивых обещаний Кассиана и Сириана и откажутся от Христа и царствия Божиего. Сомневался святой Кир и относительно матери их Афанасии, опасаясь, чтобы она, ради своих дочерей, спасая их от тяжких мучений и беспощадно проливаемой гонителями крови, сама не склонилась к отречению от Христа, ведь известно, что матери, повинуясь естественному чувству, больше, чем о себе переживают о своих детях. Поэтому и отправились святые в тот город, чтобы постараться утвердить и мать, и юных дочерей ее в исповедании Христовой веры, подготовить их души для безбоязненного и мужественного перенесения всех предстоящих им мучений. В городе Канопе, где Афанасия с дочерьми, находилась в заключении, Кир и Иоанн своими вдохновенными речами старались утвердить их в любви ко Господу Иисусу Христу, убеждая их к тому, чтобы смогли мученицы ревностно предать во славу Господа свои души. О произошедшем сразу же было доложено градоправителю Сириану. Пришедший к нему язычник доложил, что в Канопе объявились новые неизвестные никому из местных жителей люди, один из которых одет в иноческую одежду, а другой – в воинскую. Рассказал доносчик и о том, что прибывшие убеждали схваченных дев-христианок не поклоняться римским богам, оставаясь в собственной вере, а кроме этого, призывали их не повиноваться повелениям императора. Пришельцы убеждали дев почитать лишь одного Иисуса и только Ему воздавать почести, даже не жалея для этого собственных жизней. Услышав о том, что произошло в темнице, градоправитель Сириан, исполнившись ярости, приказал немедленно задержать обоих и доставить к себе. Святых Кира и Иоанна немедленно схватили и доставили на допрос к нечестивому судье-язычнику Сириану. Посмотрев на Кира и Иоанна, Сириан спросил, на самом ли деле они, окаянные враги римских богов, стараются обманом и всяческими ухищрениями ввести в заблуждение схваченных девиц, и тем увеличить число христиан, уничтоженных римским императором Диоклетианом. Спросив так, Сириан далее стал склонять Кира и Иоанна отказаться от их «заблуждения», «волхвования» и веры, называемой им ложной, чтобы умилостивить богов Диоклетиана своими молитвами и жертвами, и тем не только избавиться от предстоящих неминуемых мук, приготовленных для нечестивцев, но и удостоиться почестей от градоначальника. Дабы еще больше напугать святых, Сириан стал грозить им в случае отказа не только мучениями телесными, но и яростью римских богов, которых они хулят проповедью своею и делами.
Святые Кир и Иоанн
(Изображение с сайта www.vladtime.ru)
Святые Кир и Иоанн на угрозы и лесть Сириана ответили, что не имеют привычки говорить много, и ни почестей сириановых не хотят, ни Христа никогда не отвергнутся, даже если придется им пострадать за Него. Сириан, воспламенившийся еще большей яростью, решил подвергнуть их страшным страданиям, а для устрашения девиц повелел призвать и их, чтобы, глядя на страдания отказавшихся от римских богов мучеников, те, устрашившись, отказались от своей веры. Перед приведенными девицами и их матерью мучители стали терзать святых Кира и Иоанна, избивая их бичами, ломая кости с помощью толстых палок, опаляя тела мучеников горящими свечами, а места ожогов поливая уксусом и посыпая солью. После этого святым стали обтирать тело острой шерстью власяниц. На ноги святых мучители лили кипящую смолу. Использовав на святых все средства мучений, которые были известны в то время, Сириан так и не смог отомстить святым за проявленную смелость и сломить их мужество, тем устрашив мать и ее юных дочерей. Не добившись своего, мучитель приказал развязать страстотерпцев и на их глазах начать мучить святую Афанасию с ее дочерьми. Однако после продолжительных мучений дев и их матери, которые не смогли сломить и их, мучителя исполнил великий стыд, ведь все его мучения не поколебали даже немощный женский пол, который своим мужеством в перенесении жутких страданий ничуть не отличался от непреклонных духом, стоящих в вере святых мужей Кира и Иоанна. Женщина и юные девицы имели столь крепкую веру и любовь ко Христу, что с мужеством претерпели за Христа все муки, страдая как бы не в собственном теле: во время истязаний они лишь обращали свой взор ко Христу Богу, возлюбленному Жениху своему, взирающему с высоты Своей славы на то, как переносят страдания невесты Его и подавая им без меры Свою помощь, дающую силу переносить нечеловеческие муки, выпавшие им. Пораженный мучитель приказал отвязать святых мучениц и предать смерти через усечение мечом. Святые мученицы с радостью шли на казнь, как на брак со своим Женихом, ожидавшим их в Своем Царстве, где нет страданий, но есть радость и жизнь бесконечная.
После усечения глав святых мучениц Сириан, вновь призвав к себе Кира и Иоанна, решил искусить святых, проявляя якобы заботу об их здоровье. Он приказал принести и показать мученикам ожидающие их дары, а после этого вновь стал угрожать новыми мучениями. Однако после того, как убедился в том, что напрасно потратил свои усилия, вынес окончательный приговор, в котором последователям Галилейского Учителя Киру и единоверцу его Иоанну, отказавшимся выполнять царское повеление принести жертву великим богам, приказал отсечь головы.
Святых Кира и Иоанна усекли на том же месте, где и святых мучениц.
Cвятые мощи Кира и Иоанна, у которых происходили и происходят многочисленные чудеса исцеления, были захоронены недалеко от города Конопа в 311 г. Через 100 лет мощи были перенесены в селение Мануфин. В настоящее время мощи целителей Кира и Иоанна находятся в городе Мюнхене (Германия).
Темы: житие , святой , святые целители
В начало страницы.
Комментарии (2)
Александр
| #
Кто-нибудь бывал у этих мощей в Германии? Поделитесь впечатлениями.
Ответить
nelia
| #
Частичка этих святых мощей также находятся и в Греции в г.Салоники в храме св. Косьмы и Дамиана (в р-не Кастра).
Ответить