Церковные записки на проскомидию
Записка как форма церковного поминовения
В традициях православных христиан существует обычай поминовения близких людей. У монахов и монахинь, а также во многих благочестивых семьях имеются особые книжечки – «Помянники», в которые записываются имена всех близких – как здравствующих, так и упокоенных. Имена, записанные в помянник, вычитываются во время совершения молитвы, при этом общих правил здесь нет. Если монахи часто это делают во время ночных молитвенных правил, то в благочестивых семьях чаще имена вычитываются во время утренних или вечерних правил. Таким образом, о людях, записанных в помянниках, возносятся келейные (домашние) молитвы.
Во многих благочестивых семьях помянники передаются из в поколения в поколение, выступая памятью о своих предках. Исконно к ним относились очень благоговейно (бережно), храня рядом с иконами в домашних иконостасах. Постепенно традиция домашнего поминовения возрождается: сегодня практически в каждой церковной лавке можно купить книжечки-помянники, хотя спрос на них и не очень велик.
Старинный помянник. Разворот с именами усопших
(Фото с сайта pravmir.ru)
Если семейные помянники предназначены для домашних молитвенных правил, то для церковных молитвенных поминовений используют церковные записки. В этом случае за тех, кто указан в записке, молится уже вся церковь в процессе богослужения.
В общее понятие “Церковная записка” входит весь список треб (прошений), передаваемых человеком в церковь. К ним относятся проскомидии, заказные молебны, акафисты ко святым Божиим, поминовения на Литургии и многое другое. Однако если человек приходит в церковь и просит подать записку о здравии, то скорее всего ему предложат для заполнения бланк записки для поминовения на проскомидии.
Проскомидии о здравии
В церковных записках (на проскомидию) указываются имена людей, нуждающихся в молитвенной поддержке и исцелении от болезней. Церковная молитва считается наиболее сильной. Это имеет свое обоснование в словах Господа, обещавшего людям, что даже если только двое будут согласны просить Господа “о всяком деле”, то по их просьбе “будет им”, причем дастся, “чего бы ни попросили”. Получено же это, по словам Господа, будет от Бога Отца (Мф. 18:19). Исходя из этого утверждения, каждый христианин понимает, что даже самая тяжелая болезнь, в случае искренней церковной молитвы, отступит, а болящий человек сможет стать вновь здоровым. Для полного исцеления, однако, необходимо, чтобы человек был крещен (поэтому не принимаются в монастырях, а также церквях записки о некрещенных). Важно также, чтобы человек осознанно решил что-то изменить в своей жизни, так как исцеление тела является лишь внешней стороной духовной проблемы, имеющейся у человека, а значит, для исцеления необходимо желание самого человека. В этом случае исцеление тела становится, как бы продолжением изменений духовного состояния, происходящего в самом человеке. В послании апостола Иакова (Иак. 5:16) можно найти подтверждение необходимости молитв друг о друге для исцеления, отмечается, что усиленная молитва праведного, может очень много. Вряд ли кто-то из воцерковленных христиан сможет о себе сказать, что он является праведником, поэтому в традицию вошло именно общее церковное поминовение и поминовение в монастырях, где собрались люди, ищущие богообщения и помышляющие о Горнем.
Как происходит поминовение на проскомидии
Хотя традиционно записки на проскомидию в современной церкви подаются накануне вечером (до или после вечерней службы), в большинстве случаев, каждый может подать ее до начала утренней Литургии, а в некоторых церквях — и во время ее (в начале), до начала поминовения.
Имена, написанные в записке, читаются поименно в алтаре, где, произнося каждое имя вслух, священнослужителем вынимается за каждое имя частичка из просфоры со словами: «Помяни Господи, имя рек» (вместо “имя рек” читается имя, указанное в записке). Этого поминовения прихожане, участвующие в богослужении не видят, так как оно проводится при закрытых Царских вратах. Однако оно же служит первым из череды поминовений имен, написанных в записках.
Частичка просфоры, над которой была прочитана молитва, кладется на дискос вместе с другими, которые вынимаются из богослужебных просфор. Дискос в Церкви считается святым местом. Его символизм заключается в том, что он выступает в Литургии всей Церковью Христовой, соответственно частички, вынутые за каждого указанного в записке, как бы приобщаются к лону Церкви.
Существует мнение, что частицы, которые приносятся, выступают очистительной жертвой человеческих грехов. Это заблуждение. Очиститься от греха можно лишь покаянием, исправлением жизни, добрыми делами.
Церковные записки
(Фото с сайта azbyka.ru)
Какова же цель приношения частиц, вынутых из просфор? Для того это совершается, чтобы верующие, имена которых в записках написаны, получили от очистительной жертвы, приносимой на Престоле, благодать, отпущение грехов и освящение.
Вынутая из просфоры Частица, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена кровью Божественной, исполняется святыни, а также духовных дарований, которые ниспосылаются тому, чье имя поминается. После приобщения Святых Тайн, в потир влагается диаконом частицы о святых, о живых и мертвых, возлежащие на дискосе.
Делается это для того, чтобы те, чьи имена указаны в записках – омывшись Пречистой кровью Сына Божия, получили оставление грехов и вечную жизнь. Об этом же говорит и священник: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною”.
Вот почему так важно совершать поминовение на литургии в Церкви – именно здесь Кровию Христовой происходит очищение грехов, совершаемых нами ежедневно.
Жертва, которую принес на Голгофе Господь наш Иисус Христос и ежедневно приносит на святом Престоле во время литургии, является совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и лишь она в силах попалить все прегрешения в человеке.
Существуют общие правила заполнения записки о здравии на проскомидию:
1. Писать нужно разборчиво, обычно в одной записке упоминается не более 10 имен (лучше уточнить у того человека, которому записка отдается).
2. Если записку пишите не на готовом отпечатанном бланке, изобразите Святой Крест сами и озаглавьте — “О здравии”.
3. Имена пишите в полной форме, родительном падеже, церковном написании (например, не Алексея, а Алексия).
4. Первыми пишутся имена архиереев и иереев с указанием сана.
5. Допускается указание в записке только следующих слов: “младенца”, “монаха”, “монахини”, “воина”, “болящего”, “заключенного”,”путешествующего”.
В записках пишут имена только крещеных в Православной Церкви.
Темы: помянник , проскомидия , требы
В начало страницы.