Как преодолеть рассеяность во время молитвы

-10 баллов+10 баллов (Без рейтинга)
Loading ... Loading ...

Источник it-blagovest дата . в разделе Мысли и советы современников

Преодолеть рассеянность во время молитвы: советы пастырей

Бывает, что во время молитвы, ты вдруг понимаешь, что произносишь слова, которые должны быть со всей душой обращены к Богу, чисто механически. Мозг помнит, что надо говорить, а мыслями мы где-то далеко: вспоминаем прошедший день; услышанное или увиденное за день; поглощены обдумыванием какой-то проблемы и никак не удается сосредоточиться на молитве. Как избежать такого рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской

Церкви.

Иеромонах Иларион (Резниченко) считает, что необходимо учитывать чужой опыт, прежде чем формировать свой собственный. Он советует обратиться к опыту святых. Надо понимать, что святые – совершенно разные личности, пришедшие к Богу разными дорогами. Их примеры не могут подойти всем, но читая труды святых, например, аввы Дорофея, святителя Феофана Затворника, преподобного Амвросия Оптинского, можно проанализировать их опыт, а потом – самого себя, свою духовную жизнь и уже тогда выстраивать путь к совершенствованию.

church-197800_640

Протоиерей Сергий Правдолюбов называет рассеянность на молитве бесовским нападением, победить раз и навсегда которое практически невозможно. Но помочь в этой постоянной борьбе может неустанное творение молитвы Иисусовой. Ссылаясь на слова отца Иоанна (Крестьянкина), протоиерей Сергий говорит, что надо творить по крайней мере сто молитв в день. Иисусова молитва собирает ум, помогает сосредоточиться Ежедневное ее творение помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней.

Ни в коем случае молитва не должна произноситься быстро, механически: надо говорить размеренно «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», при этом налагая на себя крестное знамение. Сделайте паузу, поклонитесь, сделайте паузу, выпрямитесь и переходите к новой молитве.

«Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой, – говорит Сергий Правдолюбов. – Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая».

book-1362170_640

Протоиерей Максим Козлов советует «в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит». Если книги какого-либо подвижника благочестия вызывают наибольший отклик в вашей душе, старайтесь следовать как раз его советам, в том числе и по преодолению рассеянности на молитве, так как общего и «исцеляющего» способа в избавлении от этой напасти для всех и каждого не существует.

Протоиерей Олег Стеняев говорит, что рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Он советует именно читать молитвы, а не произносить по памяти, и желательно, написанные славянскими буквами. «Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры», – замечает протоиерей. К церковнославянской традиции надо относиться с уважением. Во-первых, потому, что это традиция наших предков. Во-вторых, что не менее важно, эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Ведь составляя кириллицу они использовали буквы еврейского, греческого и латинского алфавитов. «Исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены», – делает вывод Олег Стеняев.

Священник Валерий Духанин называет рассеянность в молитве проявлением нашей немощи, следствием греха. «Сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно», не следует отвлекаться от общения с Господом даже ради самой умной и блестящей мысли, приходящей в голову во время молитвы.

Преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами, был ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». Когда же человек начинает смиряться, молитва идет сама собой.

tv-1240159_640

Также рассеянность приходит от ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет, когда душу и мысли переполняют образы увиденного. А иногда мы просто устаем, и рады бы помолиться со вниманием, но сил не хватает. Тогда желательно каждый день рассчитывать свое время так, чтобы ко времени молитвы вы приходили готовыми не только морально, но и физически.

Священник Александр Сатомский говорит, что Бог ждет от нас отношений, любви, открытости, а не пустого чтения определенного объема текста. Если вы отвлекаетесь во время молитвы, стоит поступить по совету святителя Феофана Затворника. Он рекомендовал молиться не по объему прочитанного, а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Имея десять минут можно максимально собранно начать молиться по Молитвослову. Потеряли нить – возвращаемся обратно, преодолеваем лень. «С течением дней и месяцев мы увидим, что десять минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!».

Диакон Владимир Василик считает, что побороть рассеянность можно только постоянной практикой. По возможности надо произносить молитвы вслух. Если такой возможности нет, то «с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что это откровение Божие для тебя лично», не составленные слова какими-то мудрыми людьми много лет назад, а откровение тебе от Бога здесь и сейчас.

Диакон также дает совет для преодоления рассеянности. Он заключается в том, что необходимо ежечасно помнить: твоя молитва вполне может быть последней. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).

Темы:  , ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё