Нормы развития ребенка до года

-10 баллов+10 баллов (Без рейтинга)
Loading ... Loading ...

Источник Благоздравница дата . в разделе Здоровые дети, Здоровый образ жизни, Здоровье детей

Во всех нас от природы заложена индивидуальность. Она проявляется буквально во всем, начиная с самого нашего рождения. Не бывает двух одинаковых детей, точно так же, как не бывает одинаковых взрослых, животных, деревьев и всего того, что создала природа. Следовательно, и становление человека, его развитие, воспитание, мировосприятие и даже появление на свет не бывает идентичным. Наиболее ярко различия проявляются на самой заре, у детей первого года жизни.

Общие нормы развития ребёнка

Все дети развиваются по своим темпам. У каждого ребенка индивидуальность может проявиться в самом неожиданном аспекте развития. Но среди врачей-педиатров, да и вообще в мировой практике педиатрии, существуют некоторые нормы развития ребенка. Конечно же они усреднены и имеют отклонения в обе стороны, но на их основании можно делать выводы относительно общего развития детей до года.

fotolia_6008180_subscription_xl-700x466

Выделяют 5 основных показателей или норм развития ребенка:

  • статика – это способность адекватно удерживать расновесие, восприятие и координация собственного тела в пространстве;
  • моторика – двигательная активность конечностей и отдельных органов, начиная от рефлекторных хватательных движений пальцев и заканчивая осмысленными шагами;
  • сенсорика (сенсорные реакции) – это реакции, основанные на воздействии внешних раздражителей и ощущений от них получаемых;
  • развитие речи – здесь и далее следует понимать, что развитие речи – это не слова, в нашем привычном понимании, а звуки, издаваемые малышом, его умение общаться с окружающим миром по средствам своего языка. Далее, в процессе роста и взросления, нормы речевого развития детей перерастают в слоги, затем в коротенькие слова и только потом в полноразмерные слова и предложения;
  • эмоциональные проявления и социальное поведение в условиях самоопределения и общения. Это сложное определение говорит о том, что ребенок на отдельно взятом этапе своего развития начинает понимать (и, соответственно, проявлять) самые простые эмоции: смех, радость, веселье, любовь (обычно проявляется в улыбке и некоторых сопутствующих звуках) и печаль, одиночество, отсутствие внимание и желание кушать. Обычно у совсем маленьких деток они проявляются в громких призывных криках и, иногда – слезах. Что касается социального поведения, то здесь имеется в виду отношение ребенка к родителям, бабушкам и дедушкам, родственникам, детям старшего возраста и сверстникам. 

Определение значимости норм в разные периоды развития

Естественно, что в течение первого года жизни каждый месяц – это новые открытия и новые ощущения, а для ребенка – это познание мира и самого себя. Немаловажную роль играют и стрессы, поэтому для нормального развития психомоторики ребенка присутствие мамы и папы жизненно необходимо (чем чаще, тем лучше, но без фанатизма).

Чтобы проще было сориентироваться в уровне развития и значимости конкретной нормы развития ребенка, обычно применяют разбивку первого года на месяцы.

Нормы развития ребенка в период 1-3 месяца

Исследуя развитие малыша в этот период, учитывают нормы физического развития ребёнка и его психомоторные и речевые показатели. При этом:

  • Этап характеризуется снижением гипертонуса (ребенок прекращает беспорядочные движения ручками и ножками, не так сильно сопротивляется пеленанию.
  • Возможно уже удерживание головы в течение нескольких секунд (а иногда и минут) в положение «на животике».
  • Конечно, в таком незначительном возрасте хорошо развит только бессознательный сосательный рефлекс, но постепенно он начинает произносить звуки, чем-то похожие на часто используемые нами гласные; а, и, е.
  • Последующие изменения норм развития ребенка – концентрация, пусть и не долгая, на громких звуках, предметах в движении. Появление стабильной реакции на яркий свет, темноту, шум и тембр голоса (он начинает распознавать нежное и грубое, доброе и злое).
  • На третьем месяце жизни нормы психомоторного развития и нормы развития физиологического приобретают новые краски. Ребенок уже активно и долго держит головку в положении «на животике», умеет и любит поворачивать ее в разные стороны.
  • При этом на второй план отходят безусловные рефлексы, а концентрация внимания усиливается. Ребенок проявляет интерес к ярким предметам, может долгое время играть с игрушками. А в его речи появляются так называемые слоговые группы, то есть набор звуков, означающий слог.

L9994092

Нормы развития ребенка в более поздний период года

Где-то к шести месяцам ребенок проявляет активность в попытках сесть и держать спину (здесь есть небольшие разночтения в нормах между мальчиками и девочками), а так же пытается говорить («гулить») и общаться как со взрослыми и детьми, так и с животными и игрушками. Многое меняется в питании малыша, поэтому постепенно можно приучаться к обозначению и привлечению внимания в моменты позыва в туалет.

Нормы речевого развития ребенка совершенствуются – он начинает соединять отдельные слоги и произносить простые (мама, папа, баба и т.д.) слова. Его реакции ускоряются, а их проявление становится более эмоциональным.

Ребенок прекрасно учится реагировать на присутствие или передвижение близких, привлекать к себе внимание, проситься на ручки. Среди прочей физиологической активности можно выделить целенаправленное ползание и концентрацию хватательного рефлекса во времени и пространстве – то есть его осознанность.

file0001527574719

Нормы речевого и психомоторного развития ребенка после года

В период первого дня рождения многие дети начинают делать первые неуверенные шаги с опорой на окружающую мебель и отдельно стоящие предметы. Это входит в нормы физиологического развития ребенка.

Что касается речи, то это уже отдельные слова, самые простые, но жизненные вопросы и просьбы, такие, как: пить, кушать, какать и т.д. Конечно, произношение может быть очень далеко от идеала, но условное понятие все же имеется.

В проявлении психомоторики можно выделить начальное социальное воспитание – понятия о «можно» и «нельзя» – очень важные аспекты в личной безопасности ребенка. Старается подражать взрослым, особенно в движении и мимике.

Темы:  ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии (2)

  • Ильинична

    |

    У каждого ребенка все индивидуально и всё приходит в свое время. Нужно, конечно, придерживаться определенных норм, но не зацикливаться на них и не впадать в панику, если ваш ребенок “не соответствует нормам”

    Ответить

  • MariaMama

    |

    Многие мамочки ужасно любят хвастаться достижениями своих чад перед остальными. У них вызывает особую радость, если их ребенок уже что-то умеет, а ваш, в том же возрасте еще нет. Например их любимая фраза: “Что, ваш еще до сих пор не садится? Как же так? А наш то уже давно сидит, причем сам”. Не люблю таких.

    Ответить

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё