О пользе скорбей
Священник Евгений Зинин
Болезнь и смерть вошли в этот мир через грехопадение первого человека. С отходом от Бога человечество стало пребывать в состоянии греха, а грех обладает качеством – наносить душевные раны. Душа же связана с нашим телом, и в нем как в зеркале отражаются душевные болезни. Когда человек отошел от Бога, из него как из часового механизма была вынута некая шестеренка. В результате так же как, часы перестали показывать время, так и человек утратил гармонию, радость и здоровье. Люди по-прежнему стремились к счастью, но стали искать его не в Боге, а в страстях. А страсть – это страдание. Однако человек привык к своим страстям и по привычке стал тянуться к греху. Порой грех его мучает, и человек больше не хочет его совершать, но перестать не может. Грех перешел в болезнь, и сам человек уже не в состоянии с ним справиться.
Тем не менее, болеют не только грешники, но и святые. Часто болезнь посылается им для укрепления веры. Потому что одно дело веровать в состоянии здоровья, а другое дело в состоянии болезни. Есть также мнение, высказанное в частности Антонием Сурожским, что святые болеют, потому что со-страдают грешникам. Как Христос взял на себя все грехи этого мира и понес их, так и святые в силу своего глубокого внутреннего сострадания, которое не может не отразиться на телесном уровне, тоже начинают болеть.
Когда человека посещает тяжелая болезнь, сначала он нередко впадает в ропот, недоумевает «за что это ему и почему?», унывает или отчаивается. Терпеть боль бывает очень тяжело, и понять это может тот, кто сам ее пережил. Хотя иногда легче самому пережить боль, чем видеть, как мучается близкий тебе человек. Порою это бывает настолько трагично, что человек опускает руки. Но опускать руки – самое легкое, потому что тогда уже ничего не надо делать. Сначала ты унываешь, потом впадаешь в отчаяние, затем перестаешь надеяться на Бога. А чтобы была радость в скорбях и особенно болезнях, мы должны быть с Богом. Благодать Божия укрепляет и дает силы нести болезнь. Но благодать дается человеку смиренному, а не тому, кто ропщет или ставит Богу условия: «Не исцелишь, я в Тебя верить не буду». Когда же мы стараемся нести болезнь благодушно, не ропщем, пытаемся уповать на Бога, видеть в скорбях Его промысел и свое спасение, то Господь укрепляет человека.
Бывает, что люди в Бога вообще не верили, но незадолго до смерти покаялись и уверовали. Когда жизнь и смерть находятся рядом, люди задумываются о своей жизни и о том, что душа отойдет в другой мир.
Есть другая категория людей. Они знают, что Бог есть, но особо в Церковь не ходили. Так в советское время многие были тайно крещены, но на этом их знакомство с Церковью было закончено. Со школьных лет им внушали, что вера в Бога выдумка, что после смерти ничего не остается кроме твоих дел. А если дел нет, то какой тогда смысл? Нелепость этого постулата особенно очевидна для детей. Они не могут понять: если я есть, то как меня может не быть? Но со временем и им вбивали в голову, что Бога нет, что человек умирает и совершенно перестает существовать. На самом деле – душа живая, и Бог есть «не Бог мертвых, но Бог живых». В болезнях или скорбях человек начинает об этом задумываться. Ему открывается, что душа бессмертна, что в другом мире она может мучиться еще больше. У человека появляется воздыхание о своих грехах, о том, что он не так жил, не то делал, не то говорил, сотворил много зла, и искренне в этом кается. Поэтому получается, что болезни и скорби для нас очень полезны, так как они приводят к Богу.
Жить, конечно, можно и без Бога, но это и не спасительно и не радостно. А когда Бог всегда со мной, то и в скорбях радостно и тепло на душе. Без Бога же можно долго искать себе утешения. Один в горы лезет, другой под воду ныряет, третий водку пьет. Когда духовной жизни нет, человек стремится чем-то ее заменить. Однако земные блага хоть и могут немножко утешать, но, во-первых, не на долго, а во-вторых, могут приносить большие скорби.
Темы: Бог , болезни , грех , почему люди болеют , причины болезней , скорби , счастье , Христос
Комментарии (1)
Виктория
| #
Некоторые грехи действительно уже стали как болезнь, от которой никак не получается вылечиться. Например осуждение. Это стало больше похоже на эпидемию среди людей.
Ответить