Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета: краткое житие. Подвиги милосердия и врачебной помощи
Великая Княгиня Елизавета Феодоровна родилась 20 октября (1 ноября) 1864 года в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.В возрасте 14-ти лет Елисавета потеряла мать и младшую сестру. Они умерли от эпидемии дифтерита, ведь медицина того времени не знала средств борьбы с ним. С этих пор закончилось детство Елизаветы.
Принцесса Елизавета росла очень красивой девушкой – высокая, стройная, с прекрасными чертами лица. Ее душевные качества были также прекрасны, особенно она отличалась религиозностью и любовью к ближним.
Великая Княгиня Елисавета
(Фото с сайта pravmir.ru)
Взять в жены такую прекрасную невесту желали многие в высшем свете, но свое сердце она отдала русскому Князю Сергею Александровичу. 3 июня 1884 года в Петербурге, в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны по православному обряду, а затем в одной из гостиных дворца – венчание по протестантскому обряду (выходя замуж, Елизавета Феодоровна оставалась протестанткой).
Княгиня Елизавета всем сердцем полюбила Россию, ее людей, необъятные просторы, множество церквей и старинных монастырей, которые таинственно притягивали ее. Постепенно Православие покорило сердце Елизаветы своей красотой и богатым внутренним содержанием, по сравнению с духовной бедностью Протестантизма. Во многом повлиял и личный пример жизни супруга. В октябре 1888 года князь с княгиней побывали на Святой земле на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании. Вернувшись, Елизавета окончательно решила перейти в Православие. Когда она сообщила о своем намерении супругу, у него “невольно слезы брызнули из глаз”. В 1891 году в субботу под вербное Воскресение совершился переход княгини Елизаветы в Православие.
В этом же году князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. И княгиня Елизавета смогла в полной мере развернуть благотворительную деятельность. По долгу занимаемого положения Елизавета Феодоровна присутствовала на всех официальных приемах. Для нее эти приемы представляли интерес лишь из-за того, что она могла использовать некоторые связи для распространения благотворительной деятельности. Княгиня посещала больницы для бедных, приюты для сирот, дома пристарелых, тюрьмы. И всюду она хотела помочь, что-то сделать.
Скоро началась Русско-Японская война 1904-1905 годов. И Елизавета Феодоровна тут же начала активно помогать фронту. Она сформировала несколько хорошо оборудованных санитарных поездов, в Москве устроила госпитали для раненых солдат, также посылала в армию походные церкви и все необходимое для богослужения.
Москва превозносила свою Княгиню, выражала свою глубочайшую признательность. Личность Елизаветы Феодоровны была настолько вдохновляющей, что даже самые холодные сердца загорались от соприкосновения с ней.
4 февраля 1905 года в Кремле террорист Каляев бросил в Великого Князя Сергея Александровича бомбу, разорвавшую его на части. Княгиня Елизавета было рядом и скоро оказалась на месте трагедии. Опустившись на колени, она сама стала собирать и складывать на носилки все то, что осталось от самого близкого и любимого человека.
Показывая невероятную силу духа, княгиня пришла к убийце в тюрьму и оставила ему Святое Евангелие, пытаясь убедить покаяться в таком тяжелом грехе. Но последний так и не раскаялся.
Пережив этот страшный удар, Великая Княгиня еще больше ушла в благотворительность и молитву.
В 1907 году Елизавета Феодоровна купила ну улице Большая Ордынка в Москве усадьбу с четырьмя домами и большим садом,в котором решила создать Обитель в честь святых Марфы и Марии. Она хотела, чтобы эта обитель объединила в себе подвиг Марфы и Марии, – добродетели служения ближнему и служения Богу. Монастырь с сочетанием благотворительности и медицинской помощибыл новшеством. Некоторые обвиняли ее в протестантизме. Общество осуждало решение Княгини распустить свой двор и удалиться от света. Но Великая Княгиня мужественно терпела нападки и кропотливо трудилась над своим детищем, составляла устав Обители, ездила за советом к старцам в Зосимову пустынь.
Марфо-Мариинская обитель
(Фото с сайта 2do2go.ru)
Марфо-Мариинская обитель открылась 10 февраля 1909 года. Кроме Храма в Обители были созданы больница, аптека, приют. Сначала в Обители было всего шесть сестер, за первый год существования Обители их число дошло до тридцати, а к 1914 году до ста. Святейшим Синодом был разработан специальный чин посвящения в крестовые сестры.
Все сестры Обители под руководством Княгини Елизаветы и врачей проходили курс по элементарным медицинским знаниям. А сестры, предназначенные для служения в госпитале, проходили специальные медицинские курсы. Больница обители была устроена на 22 кровати и рассчитана на 15 пациентов. Также при больнице существовала амбулатория, аптека, зубоврачебный кабинет. Великая Княгиня тратила огромные деньги на содержание обители, но ей помогали и некоторые состоятельные жители Москвы.
Елизавета Феодоровна вела подвижническую жизнь. Самую трудную и ответственную работу Настоятельница брала на себя: ассистировала при операциях, делала перевязкитяжелым больным, всегда находя слова утешения для человека. Пациенты свидетельствовали, что одно только присутствие Великой княгини оказывало на них успокаивающее,целительное действие, придавало силы идти на операции. А если, несмотря на все усилия, больной умирал, настоятельница всегда была рядом и молилась за отходящую душу.
Обительская больница стала пользоваться такой репутацией, что в нее направляли самых тяжелых больных из других больниц и госпиталей. Она находилась под руководством доктора медицины А.И.Никитина. Московские врачи изумлялись тем результатам, которых удавалось достичь Великой Княгине своим жертвенным уходом за больными и методами своего лечения. Вот некоторые примеры ее удивительной помощи людям:
Несчастье произошло с одной бедной кухаркой, которая опрокинула на себя горящую керосиновую печку. Ожоги покрыли все ее тело кроме ладоней и ступней ног. В городском госпитале ей не смогли помочь и поэтому отправили в Марфо-Мариинскую Обитель. Елизавета Феодоровна сама взялась за ее лечение, делала сложнейшие перевязки по 2 раза в день. Они были настолько мучительными, что Княгине приходилось постоянно прерываться и успокаивать больную. Настоятельница с терпением продолжала ухаживать за женщиной до тех пор, пока она не поправилась. Хотя все доктора считали этот случай безнадежным.
Был случай, когда своим жертвенным уходом за раковой больной Великая Княгиня обратила к вере ее мужа, загрубелого атеиста и ненавистника существующего строя. Мужчина долго посещал свою жену, удивляясь тому теплому уходу и необычайной заботе, которые ей здесь оказывали. Когда женщина умирала, Княгиня Елизавета всю ночь не отходила от ее кровати. Все это поразило огрубелое сердце мужа. А когда он узнал, что та ласковая сестра, которая ухаживала за его женой лучше родной матери, была Великой Княгиней Елизаветой, он расплакался и бросился к ней на шею как ребенок. Из неверующего он стал верующим.
Настоятельница особое внимание уделяла больным, стоящим на пороге смерти. Она считала, что не нужно из ложной гуманности дарить им надежду, а наоборот, нужно их подготовить к достойному христианскому уходу из жизни. И своих сестер она подготавливала для духовного утешения таких больных.
Также тщательно Княгиня Елизавета готовила своих сестер для посещения мест бедноты. Особое внимание Княгиня уделяла беспризорникам и сиротам Хитрова рынка, многих из них она устроила в общежитие для мальчиков. Сестры Обители стали посещать Хитров рынок только с 1913 года, до этого времени этим занималась сама Княгиня и несколько сестер, сопровождавших ее. Сестры на месте оказывали первую медицинскую помощь. За тяжелыми больными в коечно-коморочных квартирах невозможно было ухаживать из-за плохих условий, нужно было хлопотать и устраивать их в больницы. Также оказывалась и материальная помощь, для детей искали приюты, безработным места. Но главной заслугой сестер во главе с настоятельницей было духовное, нравственное утешение людей.
Настоятельница заботилась и о повышении грамотности среди женщин. При Обители была основана Воскресная школа для полуграмотных и безграмотных девушек и женщин. Была устроена библиотека в две тысячи томов книг, столовая для бедных.
Святая мученица Елисавета Фёдоровна. Икона
(Изображение с сайта icon-art.ru)
Наступила война. Княгиня Елизавета с полным самоотречением отдалась служению больным и раненым воинам. Как христианка она оказывала помощь и неприятельским солдатам. А по Москве стали распространяться нелепые слухи о Марфо-Мариинской обители как о центре немецкого шпионажа.
В первый день революции 1 марта 1917 года разъяренная толпа окружила ее дом, требуя отдать оружие, которое якобы спрятано в Обители. Княгиня пустила революционеров в монастырь и позволила обыскать обитель. Ничего не найдя, революционеры ушли.
В стране усиливались беспорядки, многие дипломаты и родственники за границей предлагали Княгине Елизавете покинуть страну. Но Княгиня, хотя и предвидела страшные времена, не желала покидать Россию и свою Обитель. Она продолжала жить в Общине.
На третий день Пасхи 1918 года к Обители подъехала машина с красноармейцами, и Елизавету Феодоровну вместе с ее келейницами увезли, даже не дав времени собраться. Сначала их поместили в женский монастырь в Перми, затем перевезли в город Алапаевск неподолеку от Екатеринбурга.
5 июля Елизавету Феодоровну с инокиней Варварой, а также других членов императорской фамилии, разбудили ночью и отвезли на заброшенную шахту рудника неподалеку от Алапаевска, глубиной около 60 метров. Жертв сбросили в шахту, избив ружейными прикладами. Потом в шахту стали бросать ручные гранаты. Крестьянин, проходивший случайно мимо, слышал, как из шахты раздавалась Херувимская песнь, пение новых мучеников было слышно и весь следующий день.
Вечером 5 октября 1918 года отслужили заупокойное всенощное бдение. Потом тела мучеников перевезли в Читу, после переправили в Пекин, в связи с приходом Красной армии. А затем святые мощи Княгини были перевезены в Иерусалим и похоронены в храме святой Марии Магдалины, где и находятся в настоящее время.
А Марфо-Мариинская обитель – детище святой Книягини Елизаветы, продолжает существовать и по сей день, продолжая великое дело святой Княгини Елизаветы Феодоровны. В советское время Обитель была разорена, в ней устроили городской театр и Всесоюзный институт минерального сырья. В 1992 году началось возрождение Обители. И в настоящее время она вернула свой прежний облик. Марфо-Мариинская Обитель живет по Уставу, утвержденному Великой Матушкой Елизаветой Феодоровной. В Обители действуют приют для девочек-сирот, гимназия, благотворительная столовая, патронажная служба и культурно-просветительский центр.
Темы: житие , святая мученица Елисавета , святой
Комментарии (2)
MariaMama
| #
Невероятный пример доброты человеческого сердца и полной самоотдачи. Побольше бы таких людей, особенно в наше время.
Ответить