Святые и спорт
О профессиональном спорте лучше рассказать в отдельной статье, а эту заметку посвятим любительским спортивным занятиям.
Древние святые отцы к спорту вообще-то относились не очень хорошо. То и дело осуждали и Олимпийские игры, и другие состязания. Причина в том, что древние игры и играми-то назвать язык не поворачивается. Сегодня мы чинно-благородно сидим у телевизора, жуем бутерброд и созерцаем, как бегут мускулистые атлеты, рукоплещут трибуны, потом почетный пьедестал – медали – журналисты… Два тысячелетия назад зрелище было иным: открытие игр… никакой вам шоу-программы! Вместо этого атлеты идут в полном составе приносить в жертву здоровенного быка языческому богу Зевсу, потом перед идолом дают клятву не нарушать правила. На третий день игр закалывали в честь Зевса целое стадо быков, бОльшую часть идоложертвенного мяса раздавали зрителям.
Далее – соревнования по принципу «выживет сильнейший». Недаром они назывались «агон» – от этого же корня произошло «агония», то есть состязания, связанные с мучениями. Например, в борьбе можно было использовать практически любые средства для победы: ломать кости, обматывать руки кожаными ремнями, между которыми вставлялись металлические шипы – это чтобы порезать соперника на лоскуты. При этом зрители были крайне довольны, зверели и неистовствовали не меньше, чем спортсмены. Выжил – герой, умер – не беда, считаешься жертвой Зевсу. Про разнообразные игрища, происходящие в Колизее с участием диких зверей, вы и так знаете хотя бы по житиям мучеников первых веков христианства.
Поэтому становятся понятными слова священномученика Киприана Карфагенского («О зрелищах»): «Говорю, Писание осудило все роды зрелищ, когда отвергло мать всех игрищ — идолослужение, от которого произошли все эти чудовища суеты и легкомыслия». Святитель Феофил Антиохийский также писал: «Непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства». А святитель Иоанн Златоуст предупреждал, что не пустит в церковь любителей диких состязаний: «Если кто…пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе».
В то же время пользу физических упражнений святые отцы не отрицали. Например, святитель Василий Великий писал: «Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой».
Святитель Климент Александрийский в книге «Педагог» советовал юношам и взрослым мужчинам вместо бань посещать гимнастические школы, поскольку «они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленные на развитие не только телесного, но и душевного здоровья». Заметим, что такого рода соревнования отнюдь не осуждаются (разумеется, если они не питают гордыню).
Женщинам святитель тоже рекомендует физические упражнения, только вместо борьбы и «бегания взапуски» им предлагается трудиться побольше по дому, «волну прясть и ткать», «вытряхивать одеяла», «стоять при ручной мельнице» и «выдавать из кладовых необходимое», а также «потчивать мучимого жаждой мужа». Понятно, что ручных мельниц для домашнего фитнеса сегодня не найти, чоппером мускулы не разомнешь, а вместо кладовой у нас холодильник… И все же современная женщина может найти себе домашнее занятие, альтернативное физкультуре, о чем могу судить по личному опыту. У меня четверо маленьких детей, времени на спортивные клубы нет в принципе, зато мытье-переодевание-укачивание набрать лишние килограммы не позволяет, тем более, что десятикилограммовый ребенок будет потяжелее гантелей. Плюс полы вымыть, сбегать в магазин за продуктами и вернуться с увесистыми сумками – все это своего рода гимнастика.
Мужчинам святитель Климент советовал также заниматься борьбой (разумеется, не на выживание, а спортивной), путешествовать или гулять по городу, копать землю (что актуально в дачный сезон и поныне), колоть дрова и носить воду или… играть в мяч на открытом воздухе, а точнее, играть в фенинду. Что это за игра? В принципе, сегодня ее можно успешно заменить футболом (тем более, что в больших городах появляется все больше дворовых площадок для игры в футбол, волейбол или баскетбол…) Итак, о фенинде (вдруг захотите сыграть?). Игроки разделялись на две команды, брали небольшой мяч, набитый шерстью или губкой. Посередине игровой площадки проводили острым камнем линию, от нее на равных расстояниях чертили еще две линии, за которые не должны были заходить игроки. Целью игры было загнать противника за свою ограничительную линию. Вначале мяч клали на среднюю линию, команды бросались к нему, пытаясь завладеть первыми, затем участники команды, завладевшей мячом, перекидывали его некоторое время друг другу, пытаясь усыпить бдительность противника (делали вид, что передают одному, а на самом деле кидали другому). После этого первая команда кидала мяч через головы второй, пытаясь забросить его как можно дальше, чтоб вторая команда не поймала его или вынуждена была перейти свою границу. До падения мяча разрешалось посылать его только руками, а после и ногами. Возможно, солидные мужчины сейчас подумают: «Вот еще, мы в такое играть не будем, что за позорище?» Однако в римский аналог этой игры не гнушались в свое время играть даже Александр Македонский и Гай Юлий Цезарь. Последний вообще повелел своим войскам играть в обязательном порядке, так как это развивает силу, ловкость и тактическое мышление.
О пользе физкультуры говорили не только древние святые, но и близкие нашему времени. Например, святитель Феофан Затворник в письмах советует как минимум час в день гулять, заниматься физическим трудом, а также приобрести книжку с упражнениями: «Есть книжка – комнатная гимнастика, – указаны разные движения – руками, ногами, туловищем, головою. Дюже хороша для гигиены. У меня была, теперь нет, и не знаю, куда обратиться. Цель та, – чтобы ни одному мускулу не давать залеживаться без дела, а напротив, всякий день каждый подергать и понапрячь». Судя по всему, книжкой этой пользовался и сам святитель. Интересно, что и в Доме трудолюбия, который организовал святой праведный Иоанн Кронштадтский, работал кружок военной гимнастики.
Очень любопытные воспоминания написаны о греческом святом ХХ века преподобном Порфирии Кавсокаливите. Своему духовному чаду он рассказывал об упражнениях на разные группы мышц, однако считал, что «лучшими упражнениями для пресса являются поклоны». Во время молитвы они служат во благо и душе, и телу. Старец советовал начинать с умеренного числа поклонов (пока тело не устанет и само не подскажет, что пора остановиться) с молитвой на каждый «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», с каждым днем их число можно увеличивать или уменьшать в зависимости от самочувствия. Поскольку подвижники часто делают поклоны, они, по словам преподобного, «редко страдают от инсультов, сердечных заболеваний, инфарктов и т. д. Их артерии и сосуды благодаря поклонам хорошо сохраняются, жиры рассасываются. Таким образом, после поклонов человека, так сказать, можно сравнить с автомобилем, который побывал в мастерской и прошел хороший сервис». Сам преподобный иногда заменял поклоны… на занятия на велотренажере по рекомендации кардиолога! Вставал в три часа утра, молился – и на тренажер, не оставляя при этом, впрочем, и молитвы (См. «Цветослов советов»).
Кстати, и в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви” заявлено, что занятия спортом полезны и для каждого отдельного человека, и для нации в целом. Если только они не становятся предметом болезненной гордыни и борьбы за успех и не приводят к серьезным травмам. Так что занимайтесь спортом в меру сил и с удовольствием!
Темы: спорт , физкультура , церковь о здоровье
В начало страницы.
Комментарии (2)
Машина Таня
| #
Ужас! Как на древних Олимпийских играх можно было спокойно смотреть на такие издевательства над людьми? Представили бы себя на их месте! Интересно, а на подобные игры люди шли добровольно участвовать или их принуждали?
Ответить
MariaMama
| #
Да уж, женщинам в декретном отпуске не приходится ломать голову по поводу того, какими бы физическими упражнениями себя занять) А по поводу Олимпийских игр – это и правда жуть!
Ответить