Библейские лекарства
В библейские времена медицина была проста и безыскусна, с нашей современной и сравнивать нет смысла. Однако некоторые средства для лечения людей все же использовались.
Разумеется, никаких таблеток, микстур и растворов для капельниц еще не было изобретено, так же, как и средств подробной диагностики типа УЗИ или рентгена, да и об анатомии человека древние народы Палестины не знали практически ничего. Так что же они лечили и как?
Одним из самых употребительных средств был елей, который также называется «древяным маслом». Елеем называется растительное масло (оливковое). Помните историю о милосердном самарянине, который оказал помощь раненному разбойниками человеку? Самарянин «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34). Вино использовалось как дезинфицирующее средство, а масло – как смягчающее. Пророк Исаия говорит о народе, оставившем Бога: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1:6).
О пользе вина пишет Тимофею апостол Павел: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23). Вино, смешанное со смирной (ароматическая смола), использовалось для анестезии, как обезболивающее средство. Вспомним, что именно этот состав предлагали выпить Спасителю во время крестных страданий: «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15:23). В сочетании со смирной вино производило наркотический эффект, и Господь не принял его потому, что должен был испить чашу страданий до конца. Из этого абзаца не следует вывод, что пьянство – лучшее средство от всех напастей. От чрезмерного употребления вина Священное Писание нас предупреждает неоднократно.
Вино может нанести вред не только физическому, но и духовному здоровью: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом», – назидает апостол Павел ефесян (Еф. 5:18). В книге Притчей Соломон говорит: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Прит. 20:1), «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Прит. 23:29-33).
Пророк Иеремия неоднократно упоминает как поэтический образ еще одно целебное средство – бальзам Галаадский: «Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» (Иер. 8:22), «Внезапно пал Вавилон и разбился; рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его: может быть, он исцелеет» (Иер. 51:8) и «Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта; напрасно ты будешь умножать врачества, нет для тебя исцеления» (Иер. 46:11). «Галаадский бальзам» – смолистый сок бальзамового дерева, которое растет в Галаадских горах. В древности это средство ценилось очень высоко, оно было предметом торговли и даже захватывалось римлянами как военный трофей. К деревьям во время движения соков привязывали небольшие глиняные горшочки, куда по капле стекала смолистая жидкость (нечто подобное нам с вами знакомо на примере березового сока), затем содержимое горшочков переливалось в большой сосуд, который плотно закупоривался куском коры.
Для лечения нарывов использовались «пластыри» из смокв. Пророк Исаия повелел использовать это средство царю Езекии: «И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел» (4Цар. 20:7, ср.: Ис. 38: 21). Травы и пластыри упоминаются в книге Премудрости Соломона: «Не трава и не пластырь врачевали их [сынов Божиих], но Твое, Господи, всеисцеляющее слово» (Прем. 16:12).
Также в Библии говорится о лечении листьями. В контексте пророчества о возвращении из Вавилонского плена: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева (…) Плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47:12).
Для лечения бесплодия употреблялись плоды мандрагоры, достаточно вспомнить историю Лии (Быт. 30:14-16), то же растение упоминается в Песни Песней (Песн. 7:13). В состав мандрагоры входят алкалоиды, которые угнетают деятельность центральной нервной системы, поэтому она часто использовалась также как успокаивающее и снотворное. Мандрагора широко применялась древними врачами Авиценной, Гиппократом, Диоскоридом. Сок мандрагоры смешивали с вином и давали больным во время операций. В современной медицине экстракт этого растения входит в состав некоторых болеутоляющих лекарств. Их применяют при болезнях желудочно-кишечного тракта, подагре, ревматизме и патологий кожи. Сразу же отметим, что мандрагора очень ядовита и без назначения врача ею лечиться не стоит. В противном случае самолечение может привести к потере памяти, галлюцинациям и даже смерти.
В качестве предупреждения стоит сказать, что не следует рассматривать Библию как фармацевтический справочник. Все написанное выше интересно как исторические факты и не является руководством к действию. Так что прежде, чем вы, поранившись, надумаете отправиться на поиски бальзама Галаадского или решите принять перед хирургической операцией древнее средство вино со смирною, настоятельно рекомендуем обратиться за советом к врачу.
В начало страницы.
Комментарии (1)
Ильинична
| #
Сложно представить, как раньше обходились без настоящей анестезии! Да, больным давали мандрагору с вином, но я не думаю, что человек переставал все чувствовать. Скорее всего он находился в каком-то состоянии забытья и боль ощущалась не так сильно…
Ответить