Где и как лечились христиане? Ч. 2. От Крещения Руси до XVII века

Источник Юлия Линде дата . в разделе Из истории Церкви, Церковь о здоровье

Врачи на Руси назывались «лечцами», впервые они упоминаются в летописях в XI веке. Лечцы разделялись на тех, кто врачует травами и мазями, и хирургов («резальников»), умеющих делать «распластание телес» (резать) и прижигания железом. Древнерусские хирурги использовали массу инструментов, похожих, честно говоря, больше на столярные, чем на медицинские – ножи («точила»), топоры, пилки, долота, щупы… для швов употребляли волокна льна или нити из кишок животных.   Примерно в то же время появляются «Изборники» (своего рода энциклопедии), эти книги включали фрагменты Священного Писания, сочинений святых отцов и византийских писателей, бытовые советы, а также нечто вроде краткого медицинского справочника. В «Изборниках» описывались некоторые болезни и способы их лечения, сведения о том, как питаться в разные времена года (кстати, подчеркивалось, что свежие растения помогают лучше – «силы в овоще велики», и больной должен принимать их в «суровом», не вареном виде), как поддерживать гигиену (например, мыться советовали «мыльной травой» или квасом).   Тогда же, в XI веке, появляются первые лечебницы (вы правильно думаете: монастырские). Митрополит Ефрем распорядился построить при монастыре в Переславле «строение банное и врачеве», где больным оказывалась бесплатная помощь. Причем здесь баня? Дело в том, что издавна на Руси баню использовали как лечебное средство, в ней лечили простуду, кожные заболевания, болезни суставов, принимали роды и даже «накладывали горшки» – нечто похожее на наши современные медицинские банки. Лечебница и приют были открыты и в Киево-Печерской лавре. В Патерике можно прочитать и о врачах, и о способах монастырского врачевания. Первым лаврским лекарем был преподобный Антоний, он получил медицинское образование в лучших античных традициях и до монастыря трудился некоторое время в больницах греческих колоний. Врачами были и другие иноки обители – преподобный Алимпий, лечивший проказу мазью собственного приготовления, преподобный Агапит, известный тем, что прислал целебное «зелье» тяжелобольному Владимиру Мономаху. В каждом крупном монастыре вскоре появились школы лечебного дела и переписчики, трудившиеся в том числе над книгами медицинского содержания.   В 1397 г. был основан Кирилло-Белозерский монастырь, где было несколько лечебниц, одна из них сохранилась до нашего времени как памятник архитектуры. Интересно, что преподобный Кирилл Белозерский сам перевел древний медицинский трактат «Комментарии Галена к Гиппократову сборнику», в древнерусском варианте он назывался «Галиново на Иппократа». О монастырских больницах упоминают и новгородские берестяные грамоты начала XIVвека.   В больнице при Соловецком монастыре (первая половина XVI в.) была собрана целая медицинская библиотека. Переписанные греческие и латинские книги дополнялись знаниями соловецких монахов. Столетие  построены двухэтажные больничные палаты в Троице-Сергиевой лавре (они сохранились до наших дней). Кстати, до середины XVI века существовали только монастырские лечебницы, идея о создании государственной больницы появилась только при Иване Грозном.   Как и чем лечились в то время? Лекарствами из растений (полынь, лук, чеснок, липовый цвет, березовый сок и т.д.), медом, пластырями из свиного сала, использовались также растертые в порошок камни, уксус, скипидар, сурьма, «сера горбчая и смола черная» и даже «богатырь-вода» – нарзан.
Первый русский медицинский справочник составила внучка Владимира Мономаха Евпраксия Добродея (XIIв.), ее сочинение называлось «Мази», написано оно было на греческом языке. В этой работе соединились и уже известные медицинские сведения, и наблюдения самой Евпраксии.   В XV-XVIIвв. появилось огромное количество травников и лечебников, своего рода фармацевтических справочников. Вот как описывались в них целебные растения: «Ефилия-трава растет в диких лесах и на полях, на ней что волосы тянутся. Та трава дает добро человеку, который горбат или не растет, дать эту траву с плакуном, пить по десяти в трех месяцах. Она же помогает при ожогах». Помимо описания трав, в этих книгах давались рекомендации по врачеванию некоторых болезней – «огневицы» (тифа), «ожаров» (ожогов), «червивой болести» (глистов) и др. На Руси популярны были также «Шестодневы» (самый известный – Иоанна Болгарского (X в.)). «Шестодневы» рассказывали о шести днях творения мира, к этому прилагались некоторые сведения об анатомии человека. Древнии медицинские названия сегодня звучат очень забавно: трахея называлась духовой железой, диафрагма – гусачина, желудок – кутырь, зрачок – глядельце, радужная оболочка глаза – блонка самоцветная, язык – бряцало глаголющее. Твердое нёбо ассоциировалось с небом и называлось горница или небесник. Некоторые названия дословно переводились с греческого, например, поджелудочная железа – «всемясная железа» (греч. «пан» – весь и «креас» – мясо), сегодня греческое название звучит в первозданном виде в слове «панкреатит».   В лечебниках содержались сведения и о хирургии. В начале статьи мы уже упомянули вскользь о хирургах на Руси. «Резальники» уже в ту пору могли иметь узкую специализацию, разделяясь на кровопусков, костоправов, зубоволоков, камнесечцев, чечуйных (занимались лечением геморроя) и др. Древнерусские хирурги умели проводить ампутации, чревосечения, черепосверления. Все инструменты перед операцией «проводили чрез огонь» для дезинфекции. «Наркоз» делали с помощью мака и вина, раны обрабатывали вином, золой и березовой водой. Любопытно, что на Руси не только ампутировали, но и делали протезы для ног, которые назывались «древяница» или «тояги».   Кроме греческой медицины, на Руси знали и… индийскую, благодаря некоторым литературным произведениям. В древнерусском «Житии и жизни Валаама пустынника и Ыоасафа-царевича индийского» говорится об индийских врачах, способных определить заболевание «по жилобиению» (пульсу), описываются лечебные минеральные источники. В повести «Александрия», посвященной походу Александра Македонского в Индию, также рассказывается о свойствах трав, некоторых заболеваниях и способах их лечения. Популярно было и переведенное с греческого сочинение «Христианская топография Козьмы Индикоплова» (XIII-XIV вв.). Путешественник Козьма, живший в VI в., был назван Индикопловом потому, что плавал на арабском корабле в Индию. Он описал индийские целебные травы и лекарства животного происхождения типа мускуса и «бобровой струи». Надо отметить, что заморские бобры почему-то считались на Руси более действенным средством, чем отечественные (видимо, все иноземное уже тогда представлялось лучше, чем свое).   Наши путешественники не отставали от зарубежных. В XV в. тверской купец Афанасий Никитин также побывал в «Ындии» и составил путевые заметки «Хождение за три моря», где зафиксировал много восточных полезных растений – шафран, имбирь, корицу, гвоздику. Упомянул он и чудесный увеличительный прибор для глаз – берилл (очки). Из одноименного минерала в ту пору шлифовали линзы для очков и разнообразных оптических приборов.   Индийские растения присутствовали на Руси не только в теоретическом виде, но и в практическом. Из Индии привозили благовония – мирру, ладан, алоэ, тис, эбеновое дерево. Последнее ценилось особенно: из него готовили порошки для лечения гнойных ран и глазных заболеваний. Индийские драгоценные и полудрагоценные камни (гранат, агат, оникс) использовались не только для приготовления препаратов (кстати, порошки из камня традиционно замешивались с медом), но и для медицинского инвентаря. Из агата делали сундучки для хранения лекарств и аптекарские ступки, из оникса – инструменты для кровопускания. К «заморским» лекарствам относили и полусказочные: порошок из рога единорога и «безоаров камень», который искали у берега моря. Самое интересное, мифические средства были в употреблении, однако что это было в действительности, неясно. Предположительно, под видом «рога единорога» продавали бивень или рог носорога, а «безоаров камень» добывали из кишечника животных.   В 1620 г. был создан Аптекарский приказ, нечто наподобие первого государственного учреждения здравоохранения. Врачи приказа должны были лечить царскую семью и знатных вельмож, там же проводился контроль за эпидемиями, заготовлялись лекарства. Вокруг Кремля появились лекарские сады и огороды, первый из них находился на месте современного Александровского сада. Чуть позже под Москвой заработал «стекляночный завод» по производству «алхимических сосудов». Лекарственные средства привозили частично из Европы, частично собирали «у себя дома», где  действовала суровая «ягодная повинность»: по разным концам Руси направлялись царские указы с требованием собирать известные в этой местности целебные травы, причем за неповиновение грозила тюрьма!   В 1654 г. Аптекарский приказ стал обучать врачей, в качестве учебников использовались медицинские переводы с греческого и латыни, а также бесчисленные травники, зельники и лечебники. Как мы видим, они не теряли популярности много столетий. NB! Не практикуйте лечение по древнерусским травникам без предварительной консультации с врачом.  

Темы:  ,

Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями:

В начало страницы.

Комментарии (3)

  • Сергей

    |

    Отличная статья!

    Ответить

    • Благовест

      |

      Ждем продолжение

      Ответить

  • Ирина Морозова

    |

    Очень интереные и познавательные сведения! Буду рада продолжению!

    Ответить

Оставьте комментарий

Изображение для комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG)

Загрузить ещё