Боясь, надо перестать бояться
Человеческие страхи очень многообразны: кто-то боится смерти, хотя и знает, что она неизбежна, другие боятся боли, болезней и каких бы то ни было страданий, третьи не могут совладать со страхом одиночества, а есть еще страх темноты, неизвестности, различных житейских опасностей… В конечном итоге оказывается, что человек может бояться всей жизни как некоего универсального факта. Как не стать рабом собственных фобий и опасений, как преодолеть боязнь жизни как таковой и не позволить ей стать тотальным препятствием нашего развития? Какое значение имеет борьба со страхом в христианской жизни?
Некоторые люди, боясь самой жизни, уходят от проблем внутрь себя, прячутся в воображаемую норку, надеясь там отсидеться и избежать каких-то серьезных решений, испытаний, потрясений, без которых жизнь человеческая не проходит. И получается, что человек не живет полной жизнью, а существует, прозябает без любых эмоций. А ведь на самом деле через испытания, трудности, различные «страшные» ситуации совершается становление человека. И, безусловно, такое избегание не только лишает боящегося тех или иных важных для его жизни впечатлений, но и деформирует его личность, не дает ей сложиться такой, какой она, по замыслу Божию, могла бы быть. Если человек при этом продолжает плыть по течению, если он воспринимает свою боязнь как некую норму, она может разрушить его – вплоть до того, что возникнет психическое расстройство. Поэтому со страхами нужно бороться и их преодолевать на протяжении всей жизни.
Есть один замечательный принцип борьбы со страхом, который описан у святых отцов и которого можно придерживаться буквально во всех жизненных ситуациях: для того чтобы страх победить, нужно на него идти. Преподобный Иоанн Лествичник давал своим современникам – монахам Синайской пустыни – такой совет победы над своими страхами: при подверженности ночным бесовским страхованиям отправляться ночью на кладбище и там пребывать в молитве.
Мы не предлагаем дословно подчиниться словам преподобного, но следует всегда помнить этот принцип: «Тебе страшно? Иди туда, где тебе будет очень страшно, и там преодолей свой страх».
Можно привести пример из обычной практики психологов: проблема в том, что ребенок боится спать в темноте. Есть два пути: оставлять ему на ночь свет, и тогда он до зрелого возраста будет спать при свете, либо взять его за руку и пойти вместе с ним в темноту, обойти всю квартиру – вначале с фонариком, затем на ощупь – и показать, что никто в темноте не прячется.
Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что если ты будешь идти к смерти, то смерть будет бежать от тебя. Речь здесь идет, конечно, не о каком-то явном безрассудстве, а о том, что, меняя отношение к чему-то нас пугающему, мы избавляемся от него в своей жизни.
Страх для человека не является, конечно, чем-то запретным и противоестественным, например, в том случае, когда опасность реальна, бояться для человека – это нормально: организм приводится в состояние тревоги инстинктом самосохранения. Но и здесь нужно обязательно помнить о том, что поддаваться страху бесполезно, опасность от этого не уменьшится. Наоборот, при сильном испуге человек лишается способности предпринимать активные действия и становится более уязвимым: руки и ноги словно ватные, воздуха не хватает, теряется чувство реальности. А если при этом надо бежать из дома, который объят огнем? А если надо еще кого-то из этого дома вытаскивать?
Очевидно, что человек, которому присущ навык в той или иной степени свои реакции контролировать, имеет больше шансов сориентироваться и выбраться, чем тот, кто позволит этому состоянию себя охватить целиком и полностью.
Если говорить о страхе с духовной точки зрения, в его основе всегда кроется недоверие Богу. Если человек чего-либо в своей жизни боится, это, по большому счету, означает следующее: либо он считает, что Бог в какой-то момент о нем не заботится и о нем забывает, что, безусловно, является хулой на Бога, либо он считает, что Бог его не любит, и это тоже хула на Бога, потому что нет никого, кого бы Господь не любил. Или же человек считает, что по какой-то причине Бог хочет сделать ему то, что будет ему вредно и от чего ему будет плохо, – и это опять-таки хула и страшное недоверие. Поэтому боязнь перед вполне мирскими проблемами (страх обратиться с вопросом к незнакомому человеку; страх куда-то ехать; страх быть обманутым) может расцениваться как грех, а не просто слабость и немощь духа человеческого.