Целомудрие – совершенный союз души и тела
Целомудрие охватывает все стороны жизни человека.
Как видно из самого слова, целомудренный человек обладает такими качествами как целостность и мудрость. Некоторые ассоциируют целомудрие с понятием девственности, воздержания, но это неверно. Целомудренным можно быть и в браке. Но, безусловно, тот, кто достиг этой добродетели, обладает чистотой души, помыслов, чувств. Это такое состояние, когда душевная и телесная составляющая пребывают в гармонии и единстве. Внутреннее состояние целомудренного человека безмятежно, мирно. Целомудрие – вовсе не отсутствие чего-то или ущемление себя, как многие думают, а наоборот полнота. Оно делает человека счастливым и самодостаточным.
Противоположным качеством является развращенность души, а как следствие блудные грехи. Блудная жизнь – это беспорядочные половые связи до брака, похотливость, брачные измены, смертные содомские грехи и многое другое. Но угождение плоти не компенсирует внутреннюю духовную пустоту, а напротив личность разрушается, человек чувствует постоянную внутреннюю неудовлетворенность, беспокойство. Блудный грех начинается прежде падения телом – с рассматривания соблазнительных картин, похотливых взглядов, помыслов. В этот момент как раз и нужно пресекать себя, пока мысли не перешли в действия. Кроме растлевающего влияния на душу грех блуда также разрушает и тело. Половых болезней великое множество, некоторые из них смертельны – СПИД, сифилис. Апостол Павел предостерегал бегать блуда и пояснял это так: “Всякий грех, который делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела”, то есть разрушает самого себя. Наши тела призваны прославлять Бога, в момент Крещения в них входит Святой Дух и пронизывает Божественной энергией. Именно поэтому тела многих святых и после смерти остаются нетленными, благоухающими, а тела развращенных людей уже при жизни начинают гнить. Святой Ефрем Сирин пишет: “Целомудрие – это то, что оберегает человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого у духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет все человеческое”.
Другая крайность считать, что всякие отношения противоположных полов – это грех, либо извинительная слабость. В истории Церкви встречались ереси, отрицающие брак. Но Христос освятил тело своим вочеловечением, и что примечательно, первое чудо, совершенное Им, произошло на праздновании свадьбы в Кане Галилейской. Отрицание брака осуждается и “Апостольскими правилами”. В браке также можно оставаться целомудренным, как это показали примером своей жизни такие святые супруги, как Петр и Февронья Муромские, Адриан и Наталья. В православии отношения жены и мужа поставлены очень высоко и сравниваются с отношением Христа и Церкви.
В церковном браке происходит соединение двух личностей – супругов, на всех уровнях: духовном, душевном и телесном. Святость брака затрагивает и интимную сторону отношений, которые должны быть воздержанными, то есть плотская сторона не преобладает, а лишь дополняет союз. Православные посты помогают в воспитании этого качества, когда от супругов требуется временное воздержание от близости. Но тем радостнее становятся моменты воссоединения, тем трепетнее муж и жена начинают относиться друг к другу. Воздержанность воспитывает в супругах целомудрие и помогает сохранить верность и уважение друг к другу. Св. Лука Крымский говорит следующее о браке: “…Тела мужчины и женщины взаимно дополняют друг друга, и через это происходит зарождение нового человека в мир. Но не плотская любовь должна быть целью брака. В нем мы должны научиться высшей любви: свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце… Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?”Как же достичь в современной жизни целомудрия и чистоты, когда со всех сторон СМИ пропагандирует свободу сексуальных отношений, “нетрадиционных браков”, вседоступности и вседозволенности?
Для этого нужно понять, отчего происходят блудные падения. Св. Иоанн Лествичник выделяет три основные причины:
- “наслаждение снедями” – излишнее услаждение своего желудка различными вкусными явствами и напитками,
- гордость,
- осуждение ближних.
Главными средствами борьбы с блудом св. Иоанн Лествичник называет воздержание и смирение перед Богом – осознание своей телесной немощи.
Святые отцы советуют избегать худых компаний, друзей, то есть тех, среди которых поощряется блудный образ мыслей и жизни, которым чужд дух целомудрия. Советуют удаляться от соблазнительных мест, чтения книг, в которых со всеми прикрасами описывается плотская любовь, воздерживаться от просмотра фильмов с соблазнительными сценами. Для людей, склонных к нарушению целомудрия, такие меры предосторожности необходимы. Стоит чаще приводить на ум свое высокое христианское предназначение и обеты, данные в Крещении, думать о том, как мы оскорбляем Христа Спасителя такими мерзкими грехами, о том, что жизнь скоротечна. И неизменная помощница – это конечно же молитва! Можно читать Иисусову Молитву и любые другие. Особенно действенна помощь при обращении к святой Марии Египетской и другим святым, которые при жизни сражались с блудной страстью.
А самое главное осознать то, что угождение телу не сделает нас добрыми и счастливыми, а напротив более несчастными, и принесет болезни души и тела.
Темы: блуд , грех , целомудрие , церковь о здоровье